Понятие и основные направления политической модернизации.
В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств «третьего мира» от колониального государства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштейн, Д. Аптер, Э.Шилс, Л. Пай. и другие исследователи.
Обычно термин «модернизация »расшифровывается как движение, переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному.
В качестве синонимов понятия «модернизация» в политической, социальной, экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание, инновационные преобразования, переходное развитие.
Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:
· в социальной области;
· в экономике;
· в политической области;
· в культурной сфере.
Изучая и исследуя многочисленные попытки модернизации различных стран и режимов, а так же обобщая и анализируя предпосылки стартовых и текущих условий, оказавших серьёзное влияние на характер преобразований обществ, стремящихся к более высокому уровню развития, многие учёные стали настаивать на необходимости определённой последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении.
Так, У. Мур, А. Экштэйн и некоторые другие считали необходимым начинать модернизацию с индустриализации, которая должна повлечь за собой изменения в общественных структурах и менталитете людей; К. Гриффин привлёк внимание к проблеме развития сельского хозяйства; Б. Джонсон и П. Килби сделали акцент на проблемах аграрной технологии; С. Эйзенштадт - на развитии институтов, которые могли бы учитывать социальные перемены; Б. Хиггинс - основу модернизации видел в урбанизации поселений и т. д.
Если попытаться обобщить всё многообразие существующих проектов преобразований, то, по мнению ведущих политологов данного направления, в наиболее общем виде большинство предлагаемых вариантов и путей модернизации можно подчинить устоявшейся классификации, которая включает в себя консервативное и либеральное направление.
Консервативная теория.Одними из наиболее известных представителей консервативного направления являются американские политологи С. Хантингтон, Дж. Нельсон.
С. Хантингтон, рассматривая проблему модернизации в своей книге «Политический порядок в меняющемся обществе» - подчёркивал автономность политического развития и утверждал, что в экономическом, социальном и культурном развитии критерием является рост, то для политического развития главное - обеспечение стабильности.
В современном мире равенство политического участия растёт намного быстрее, чем организованность, умение объединяться: уровень мобилизации и участия является высоким, а уровень организации и институализации - низким. Отсюда возникает конфликт между мобилизацией и институализацией, что проявляется в неподготовленности масс к управлению, неумении использовать институты власти, неполучении ожидаемых результатов от включения в политику, что является основной причиной политической нестабильности, дестабилизации режима управления в развивающихся странах. В результате, по мнению С. Хантингтона ускоренная модернизация, подрывая политические институты, вызывает не политическое развитие, а политический упадок. Таким образом, по мнению консерваторов, для модернизируемых государств необходим "жёсткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство и высокоцентрализованные политические институты", способных, как доказывал С. Хантингтон, "к проведению политики инноваций и поглощающие (абсорбирующие) политическое участие". Именно эти средства приспособления переходного политического режима к изменяющейся обстановке могут привести к позитивным результатам модернизации.
Либеральная теория.Так же как и политологи консервативной ориентации, либералы (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай, К. Дейч) подчёркивают, что формирование способностей политической системы имеет дело с постоянными изменениями в социальных и политических требованиях населения и давать адекватный ответ на них - является важнейшей задачей политической модернизации.
Представители либерального направления в качестве основного критерия политической модернизации выделяют "степень вовлечённости населения в систему представительной демократии". Так К. Дейч определяет политическую модернизацию категориями участия и мобилизации. Он полагает, что модернизация зависит от массового участия, которое принимает форму растущей политической децентрализации. "Расширение политического участия является ключом к политическому развитию", - утверждал К. Дейч.
Политическая модернизация, по мысли представителей либеральной концепции, предполагает увеличение числа групп и индивидов, имеющих не только право, но и реальную возможность быть услышанным при принятии политических решений.