Понятие средств массовой информации и коммуникации.
Взаимодействие (отношение) политических субъектов на основе непрерывного обмена информации и духовного общения принято называть массовой коммуникацией.
Выделим основные функции политической коммуникации:
· распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;
· интеграция общества и регулирование политических отношений;
· политическое формирование общества;
· формирование общественного мнения о политических процессах.
Структура политической коммуникации:
· институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителю, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации;
· средства коммуникации – средства массовой коммуникации (СМИ), информационные агентства, пресс-центры;
· типы, методы и формы коммуникации – общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов и других политических акций;
· содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию субъектов политики, формирование общественного мнения, его социально-политические последствия могут быть как позитивными, так и негативными.
Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьми по средствам обмена информацией и духовного общения в политическом процессе. В системе современных технологий, обеспечивающих развитие общества в XI в., особое место занимают информационные технологии, в том числе к ним относятся средства массовой информации и коммуникации.
Средства массовой информации (СМИ) – это социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
В 1840г. Онре де Бальзак впервые назвал прессу четвертой властью, предвидя будущее политическое влияние СМИ.
Социально-политические функции СМИ:
· производство и распространение политической информации;
· формирование общественного мнения по отношению к властным структурам, политическим институтам, политическим лидерам и элитам;
· политическое образование и воспитание граждан, социализация личности;
· интеграция субъектов политики на основе плюрализма, цивилизованного общения граждан с властью;
· мобилизация граждан к политическим действиям;
· управление социально-политическими процессами и влияние на мировоззрение граждан.
Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации мирового информационного пространства. Национальные СМИ призваны защищать политическую независимость и суверенитет, духовное здоровье личности и общества, ценности развития демократической культуры, формирование гражданского общества и правового государства.
Средства массовой информации Республики Беларусь в политическом процессе.
На 1 января 2005г. В информационном пространстве Республики Беларусь функционировало более 1300 печатных периодических изданий, 9 информационных агентств, 54 программы телевидения, 130 программ радиовещания.
Источником массовой информации является телевидение. На территории Республики Беларусь осуществляют вещание программы Белорусской государственной телерадиокомпании, Второй национальный канал, который открыт в 2003 г., Столичное телевидение, региональное телевидение, расширилась сфера информационного влияния кабельного телевидения. Функционируют телекомпании России: НТВ, РТР культура, РТР планета, ОРТ.
Сбором и распространением информации занимаются редакционные коллективы радиовещания. На сознание граждан оказывает идеологическое влияние более 100 государственных и более 20 независимых радиопрограмм.
Государственное регулирование информационного пространства возложено на Министерство информации Республики Беларусь, оно призвано реализовывать государственную информационную политику. Государство заботится о развитии и техническом обновлении СМИ, особое внимание уделяет развитию современных компьютерных технологий и подготовки кадров массмедиа.
СМИ играют значительную роль в формировании политической культуры, сознания и мировоззрения граждан, реализации идеологических взглядов государства, направленных на формирование гражданственности, патриотизма, демократических ценностей граждан.