ТЕМА 12: Представительство и выборы.
1. Функции выборов в политической системе общества. Типы избирательных систем.
2. Выборы и избирательные технологии.
3. Избирательная система Республики Беларусь.
Функции выборов в политической системе общества. Типы избирательных систем.
Выборы – способ формирования высших и местных органов государственной власти.
Выборы могут быть:
Президентские
Парламентские
Общегосударственные и местные
Очередные и внеочередные
Альтернативные и безальтернативные.
Выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных законодательных органов власти.
Функции выборов:
1. Инструмент легитимации и совершенствования политической системы общества.
2. Способ смены политических элит волеизъявлением граждан.
3. Форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов.
4. Демократическим путем волеизъявлением народа формируются представительные законодательные органы.
5. Средство политической социализации личности и рекрутирования (новое представительство) элиты.
Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной системой страны, Конституцией, законами государства. Вместе с тем существуют общепринятые демократические принципы выборов:
· Свободное волеизъявление избирателей
· Всеобщее избирательное право
· Равенство голосов избирателей
· Прямое избирательное право
· Тайное голосование
· Открытость и гласность.
Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.
Типы избирательных систем:
Пропорциональная
Мажоритарная
Пропорционально-мажоритарная
Пропорциональная избирательная система– регулированный правовыми нормами порядок выбора органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.
Особенности пропорциональной системы:
1. Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах.
2. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.
3. Каждая политическая партия получает в Парламенте число мандатов пропорциональных числу поданных голосов.
4. Государство устанавливает «избирательный барьер» для политических партий, которые желают участвовать в работе Парламента.
Пропорциональная система характерна для стран Западной Европы, где присутствует многопартийность.
Достоинства пропорциональной системы:
· Стимулирует многопартийность.
· Более адекватно, чем мажоритарная система отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.
Недостатки данной системы:
· Система выгодна партийной верхушке, а не рядовым членам партии.
· Депутаты зависимы от своих политических партий, а не от избирателей.
· Практически невозможно установить для каждого округа количество мандатов, которые определили бы действительную пропорциональность.
· В Парламент избираются представители многих политических партий, что затрудняет формирование Правительства.
Мажоритарная избирательная система– такой правовой порядок, при котором победителем на выборах считается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) число голосов в избирательном округе.
Особенности мажоритарной системы:
· Выборы проводятся по одномандатным округам. В Республике Беларусь создано 110 избирательных округов.
· Избиратели голосуют за конкретного кандидата, а не за партийный список.
· Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос избирателей) в первом туре или относительное большинство голосов во втором туре.
Достоинства данной системы:
1. Универсальность – можно применять как для выборов Парламента, так и Президента.
2. Позволяет избирателю лично оценить качества кандидата в депутаты.
3. Гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.
4. Обеспечивает большую стабильность деятельности Парламента и Правительства.
Недостатки:
1. Значительная часть избирателей (до 50% и более) остаются непредставленными в органы власти.
2. Сужает возможность небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы.
3. Не исключает опасность манипулирования волей избирателей.
Смешанная избирательная система– сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной системы с целью уменьшения их недостатков.
Каждый избиратель имеет 2 голоса. Подсчет ведется раздельно по партийным спискам и мажоритарным округам.
Выборы и избирательные технологии.
Подготовка к выборам и их проведение включает ряд обязательных процедур:
· Назначение выборов
· Регистрация избирателей
· Организация избирательных округов
· Выдвижение и регистрация кандидатов
· Агитация и пропаганда в пользу кандидатов на государственной должности
· Проведение выборов
· Подсчет голосов
· Распределение депутатских мандатов.
Избирательная кампания– комплекс организационных информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий.
Основные этапы избирательной кампании:
1. Подготовительный.
2. Выдвижение кандидатов и их регистрация.
3. Соперничество претендентов, агитационно-пропагандистская кампания.
4. Голосование и подведение его итогов.
Принципы демократической организации выборов:
1. Свобода выборов.
2. Наличие альтернативных кандидатов.
3. Состязательность.
4. Равенство возможностей кандидатов, их материальных и информационных ресурсов.
Избирательная система – совокупность методов влияния на сознание и поведение людей.
Избирательная система включает в себя:
1.Анализ политической ситуации в обществе, настроение, интересы, ожидания избирателей, определение социальных проблем.
2.Разработка стратегии (что делать) и тактики (как делать), плана избирательной кампании.
3.Изучение информации о кандидатах в депутаты, политических субъектах их поддерживающих, предпочтения избирателей.
4.Определение содержания, методики, процедур, приемов, технических возможностей,
пропаганды и агитации.
5.Организация публичных выступлений кандидатов, информирование населения о кандидатах и их программах.
Избирательная система Республики Беларусь
Статья 3 Конституции республики Беларусь: «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные органы в пределах, определенных Конституцией».
Статья 38 Конституции Республики Беларусь: «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».
Выборы депутатов и других должностных лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и избирательным кодексом Республики Беларусь.
Выборы депутатов являются всеобщими, право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.
Выборы являются свободными, избиратель лично решает участвовать ему в выборах и за кого голосовать.
Выборы являются равными, избиратели имеют равное количество голосов.
Выборы являются прямыми, депутаты избираются гражданами непосредственно.
Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам в соответствии с законом.
Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Создается инициативная группа в количестве 3-10 членов инициативной группы.
Необходимое количество подписей:
· В Палату представителей: 1000 подписей избирателей, проживающих на территории округа.
· В областной Совет и минский Совет – 150, в районный и городской Совет – 75 подписей.
Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
В Республике Беларусь проведено 4 Референдума:
· 17 марта 1991г. по вопросу о сохранении СССР.
· 14 мая 1995г. по вопросам, предложенным Президентом о статусе русского языка, о новом государственном гербе и флаге, об экономической интеграции с Россией.
· 14 ноября 1996г. об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь.
· 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции Республики Беларусь (снят срок ограничения).