ТЕМА 12: Представительство и выборы.

1. Функции выборов в политической системе общества. Типы избирательных систем.

2. Выборы и избирательные технологии.

3. Избирательная система Республики Беларусь.

Функции выборов в политической системе общества. Типы избирательных систем.

Выборы – способ формирования высших и местных органов государственной власти.

Выборы могут быть:

Президентские

Парламентские

Общегосударственные и местные

Очередные и внеочередные

Альтернативные и безальтернативные.

Выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных законодательных органов власти.

Функции выборов:

1. Инструмент легитимации и совершенствования политической системы общества.

2. Способ смены политических элит волеизъявлением граждан.

3. Форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов.

4. Демократическим путем волеизъявлением народа формируются представительные законодательные органы.

5. Средство политической социализации личности и рекрутирования (новое представительство) элиты.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной системой страны, Конституцией, законами государства. Вместе с тем существуют общепринятые демократические принципы выборов:

· Свободное волеизъявление избирателей

· Всеобщее избирательное право

· Равенство голосов избирателей

· Прямое избирательное право

· Тайное голосование

· Открытость и гласность.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Типы избирательных систем:

Пропорциональная

Мажоритарная

Пропорционально-мажоритарная

Пропорциональная избирательная система– регулированный правовыми нормами порядок выбора органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Особенности пропорциональной системы:

1. Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах.

2. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.

3. Каждая политическая партия получает в Парламенте число мандатов пропорциональных числу поданных голосов.

4. Государство устанавливает «избирательный барьер» для политических партий, которые желают участвовать в работе Парламента.

Пропорциональная система характерна для стран Западной Европы, где присутствует многопартийность.

Достоинства пропорциональной системы:

· Стимулирует многопартийность.

· Более адекватно, чем мажоритарная система отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.

Недостатки данной системы:

· Система выгодна партийной верхушке, а не рядовым членам партии.

· Депутаты зависимы от своих политических партий, а не от избирателей.

· Практически невозможно установить для каждого округа количество мандатов, которые определили бы действительную пропорциональность.

· В Парламент избираются представители многих политических партий, что затрудняет формирование Правительства.

Мажоритарная избирательная система– такой правовой порядок, при котором победителем на выборах считается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) число голосов в избирательном округе.

Особенности мажоритарной системы:

· Выборы проводятся по одномандатным округам. В Республике Беларусь создано 110 избирательных округов.

· Избиратели голосуют за конкретного кандидата, а не за партийный список.

· Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос избирателей) в первом туре или относительное большинство голосов во втором туре.

Достоинства данной системы:

1. Универсальность – можно применять как для выборов Парламента, так и Президента.

2. Позволяет избирателю лично оценить качества кандидата в депутаты.

3. Гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.

4. Обеспечивает большую стабильность деятельности Парламента и Правительства.

Недостатки:

1. Значительная часть избирателей (до 50% и более) остаются непредставленными в органы власти.

2. Сужает возможность небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы.

3. Не исключает опасность манипулирования волей избирателей.

Смешанная избирательная система– сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной системы с целью уменьшения их недостатков.

Каждый избиратель имеет 2 голоса. Подсчет ведется раздельно по партийным спискам и мажоритарным округам.

Выборы и избирательные технологии.

Подготовка к выборам и их проведение включает ряд обязательных процедур:

· Назначение выборов

· Регистрация избирателей

· Организация избирательных округов

· Выдвижение и регистрация кандидатов

· Агитация и пропаганда в пользу кандидатов на государственной должности

· Проведение выборов

· Подсчет голосов

· Распределение депутатских мандатов.

Избирательная кампания– комплекс организационных информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий.

Основные этапы избирательной кампании:

1. Подготовительный.

2. Выдвижение кандидатов и их регистрация.

3. Соперничество претендентов, агитационно-пропагандистская кампания.

4. Голосование и подведение его итогов.

Принципы демократической организации выборов:

1. Свобода выборов.

2. Наличие альтернативных кандидатов.

3. Состязательность.

4. Равенство возможностей кандидатов, их материальных и информационных ресурсов.

Избирательная система – совокупность методов влияния на сознание и поведение людей.

Избирательная система включает в себя:

1.Анализ политической ситуации в обществе, настроение, интересы, ожидания избирателей, определение социальных проблем.

2.Разработка стратегии (что делать) и тактики (как делать), плана избирательной кампании.

3.Изучение информации о кандидатах в депутаты, политических субъектах их поддерживающих, предпочтения избирателей.

4.Определение содержания, методики, процедур, приемов, технических возможностей,

пропаганды и агитации.

5.Организация публичных выступлений кандидатов, информирование населения о кандидатах и их программах.

Избирательная система Республики Беларусь

Статья 3 Конституции республики Беларусь: «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные органы в пределах, определенных Конституцией».

Статья 38 Конституции Республики Беларусь: «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

Выборы депутатов и других должностных лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и избирательным кодексом Республики Беларусь.

Выборы депутатов являются всеобщими, право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.

Выборы являются свободными, избиратель лично решает участвовать ему в выборах и за кого голосовать.

Выборы являются равными, избиратели имеют равное количество голосов.

Выборы являются прямыми, депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам в соответствии с законом.

Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Создается инициативная группа в количестве 3-10 членов инициативной группы.

Необходимое количество подписей:

· В Палату представителей: 1000 подписей избирателей, проживающих на территории округа.

· В областной Совет и минский Совет – 150, в районный и городской Совет – 75 подписей.

Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь проведено 4 Референдума:

· 17 марта 1991г. по вопросу о сохранении СССР.

· 14 мая 1995г. по вопросам, предложенным Президентом о статусе русского языка, о новом государственном гербе и флаге, об экономической интеграции с Россией.

· 14 ноября 1996г. об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь.

· 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции Республики Беларусь (снят срок ограничения).