Понятие и сущность исполнительной власти.
Законодательная власть. Структура и функции.
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
· Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;
· Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом правительства.
Основные полномочия Палаты представителей:
· Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;
· Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;
· Назначение выборов Президента РБ;
· Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.
Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
1.Руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
2. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
3.разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
4.обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
5.принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
6.выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
7.обеспечивает выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряжений Президента.
Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие общую силу на всей территории Республики Беларусь.
Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.
Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативно-правовых актов.
Структура судебных органов:
Конституционный Суд Республики Беларусь;
Общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);
Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды);
Хозяйственный суд города Минска.
Задачи судебных органов:
· защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
· правовое, гражданское воспитание граждан.
Основные принципы правосудия:
· независимость судей и их подчинение только закону;
· коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
· гласность судебного разбирательства;
· обеспечение обвиняемому права на защиту;
· обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
· неприкосновенность судей.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».
Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда – 70 лет.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента конституции Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности конституционного Суда определяются законом.
Контрольно-надзорные органы в политической системе.
К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства осуществляет Генеральная Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.
Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.
Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.
Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.
Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:
· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
· определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
· назначение местных референдумов.
Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.