Принципы их организации и деятельности.
Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом.
Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти.
Основные принципы организации и деятельности государственных органов:
· разделение властей;
· демократический централизм;
· законность;
· принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;
· отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;
· невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.
Принцип разделения властей возник в XVI-XVII вв. – Дж. Локк, Ш. Монтескье , который лаконично выразил свою мысль: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.».
Статья 6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».
Демократический централизм проявляется в единстве системы государственных органов, обязательности решений вышестоящих властных институтов для нижестоящих, в единстве правовой основы их построения и функционирования.
Демократизм проявляется в деятельности тех государственных органов, которые избираются гражданами и подотчетны избирателям.
Принцип демократического централизма предполагает последовательное осуществление политического курса государства, согласованность в действиях властных структур, гармонизацию общегосударственных, групповых и местных интересов, развитие творческой активности граждан, ответственность каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Демократия без централизма в управлении обществом чревата стихийности и хаосом в социальном развитии.
В систему органов государственной власти нашей страны входят:
· Президент Республики Беларусь – глава государства (президентская власть);
· Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь (законодательная (представительная) власть);
· Правительство – Совет Министров Республики Беларусь (исполнительная власть (исполнительно-распорядительные органы));
· Конституционный суд Республики Беларусь; (судебная
· Общие и хозяйственные суды; власть)
· Органы прокуратуры; (контрольно-надзорные
· Комитет государственного контроля; органы)
· Органы местного управления и самоуправления.
Эти институты олицетворяют единую государственную власть Республики Беларусь. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.
Президент Республики Беларусь. Его конституционные права и полномочия.
Статья 79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешний политики, представляет Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».
Президентом может быть гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, проживающий на территории РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Порядок избирания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст.79-89).
Полномочия Президента:
· Назначает республиканский референдум, выборы в палату Представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
· С согласия Палаты Представителей назначает на должность премьер-министра;
· Назначает 6 судий Конституционного суда;
· Обращается с посланиями к народу о положении в государстве, основных направлениях внутренней и внешней политики;
· Возглавляет Совет безопасности Республики;
· Является главнокомандующим военных сил Республики Беларусь;
· В случае стихийного бедствия или военной угрозы вводит чрезвычайное положение и объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения Совета Республики.
В области законодательства:
Президент в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории РБ, избирательные декреты, имеющие силу закона.