Понятие и типология политических режимов.

ТЕМА 6: Политические режимы.

1.Понятие и типология политических режимов.

2. Классификация политических режимов.

 

В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией "политическая система" и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как си­нонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политиче­ский режим разводят довольно далеко друг от друга.

Дать универсальное определение политического режи­ма достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элемен­тов идеологического, институционального и социологи­ческого порядка, способствующих формированию поли­тической власти данной страны на определенный период»

В научной литературе распространенным является под­ход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических от­ношений. В современном обществе — это конституцион­но-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, — основные ценности, которые регулируют работу политической системы. Можно ска­зать, что политический режим— это способ функционирова­ния и взаимосвязи основных элементов политической систе­мы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ря­да или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общест­ва, они формируют тот или иной тип политического ре­жима и, соответственно, тип политической системы.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов орга­низации политической жизни общества. В политической практике часто встречаются примеры, когда демократи­ческое по форме государство является совсем не демо­кратическим по содержанию и, наоборот, авторитарное по форме государственное устройство является по своему характеру демократическим.

Понятие политического режима включает в себя ряд основных кри­териев:

· характер и мера осуществления власти;

· механизм формирования власти;

· взаимоотношения общества и власти;

· роль и значение негосударственных и неполитиче­ских организаций и структур;

· характер существующих в обществе запретов;

· роль идеологии в жизни общества;

· характер политического лидерства;

· соотношение прав и свобод граждан;

· положение средств массовой информации;

· роль политических партий;

· соотношение между законодательной и исполнитель­
ной властью;

· роль и значение органов подавления;

· тип политического поведения.

Классификация политических режимов.

В научной литературе существует большое многообра­зие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство со­временных подходов так или иначе учитывают два фак­тора: степень развитости политической демократии и ре­альный политико-правовой статус личности.

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообще­стве, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитар­ность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, согла­шение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы полити­ческих режимов. Все их классификации в определенной мере условны.

Наиболее общим принципом типологии режимов яв­ляется деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распростра­ненной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Также выделяют еще ряд промежуточных или пере­ходных типов.

· Тоталитарный режим

Его название происходит от латин­ского totalis — весь, полный, це­лый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократиче­ские свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества сво­им интересам и сохраняющей свою власть благодаря на­силию, военно-полицейскому террору и духовному пора­бощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появле­ние термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали "тотальной концепцией жизни".Против­ники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его исполь­зовали только для обозначения фашизма, в тридцатые го­ды начали применять по отношению к СССР.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: че­рез изменения, происходящие в политической системе об­щества или через его психологические проявления. Осо­бый характер этого режима проявился и в том, что имен­но художественная литература (Е. Замятин, Б. Платонов, С. Керстер, Д. Оруэлл, А. Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические про­цессы, происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Рассмотрим этот тип политического режима.

Характер и мера осуществления власти.

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, куль­туру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между полити­ческой и неполитической жизнью, все становится поли­тикой.

Формирование власти.

Формирование власти идет бюрократическим спосо­бом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную свет­скую форму религии. Этот режим часто так образно и оп­ределяют — "идеология у власти". Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как пра­вило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать кри­тику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство обще­ства на основе новых ценностей. Идеологией заведует пар­тия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства.

Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного.

Запрещено все, кроме того, что приказано (разре­шено). 70

Положение средств массовой информации.

Власть осуществляет полный контроль над всеми сред­ствами массовой информации, свободный доступ к ин­формации отсутствует. Тоталитарное общество может су­ществовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод.

Демократические права и свободы носят деклариро­ванный, формальный характер, хотя государство выпол­няет определенные социальные функции. Оно гарантиру­ет право на труд, образование, медицинское обслужива­ние и т.д.

Изменения в социальной структуре общества. При тоталитарном режиме происходит последователь­ное деклассирование общества вследствие отчуждения гра­ждан от собственности. Общество приобретает двухмер­ную структуру: управляемые ("винтики") и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, про­извольно сконструированный властью. В нем уничтожают­ся всякие горизонтальные структуры, отношения и связи. Изменения в политической системе общества. Между компонентами политической системы общест­ва складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собст­венном значении этого термина. Происходит слияние го­сударственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. В обществе форми­руются особые отношения "власть — собственность". У государства превалируют особые функции распределения; роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессив­ного аппарата, он получает особые полномочия.

Политическая культура.

Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим созна­нием и политическим поведением. Партия, контролируяпроцесс политической социализации, стремится сформи­ровать и новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обоже­ствление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, представление о государстве как об источнике распреде­ления всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отме­тить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следую­щие компоненты:

· признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

· господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

· существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

· всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

· централизованное руководство и управление экономикой.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии".

· Авторитарный режим

Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по во­просу о соотношении авторитарного и тоталитарного ре­жимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авто­ритарного режима, другие считают эти режимы самостоя­тельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризм — диктатур государства, а авторитаризм - диктатура лич­ности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают все альтерна­тивные базы власти в обществе. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Основные признаки авторитарного режима: Характер и мера осуществления власти. Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Кон­троль власти распространяется на сферу политики и час­тично идеологии, однако уже есть сферы, не контроли­руемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан. Формирование власти.

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных усло­виях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Отношение людей к власти.

Так же, как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в обществе.

Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства.

Складывается режим личной власти. Роль лидера вы­сока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизма­тический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, кроме политики.

Положение средств массовой информации.

Частичный контроль над средствами массовой инфор­мации.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан ограничены главным обра­зом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества.

Авторитарный режим не стремится к формированию особой социальной структуры общества. Все изменения внутри нее происходят в соответствии с экономическими и социальными процессами.

Изменения в политической системе общества.

Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным ор­ганам власти. Представительные учреждения ликвидиро­ваны или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политиче­ского характера.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, что­бы покончить с длительным политическим или социаль­но-экономическим кризисом в обществе. При авторита­ризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономиче­ское процветание с политической стабильностью.

· Демократический режим

Понятие "демократия" в современ­ном политическом языке — одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рас­сматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при ко­торой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными пра­вами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: "называется этот строй демокра­тическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех". С тех пор содержание этого термина существен­но расширялось, и в современных условиях оно имеет различные значения. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А. Линкольном: "Government of the people, by the people, for the people" (Правление народа, для народа, посредст­вом народа).

В настоящее время демократию рассматривают:

· как форму устройства любой организации; как прин­цип взаимоотношений, основанный на равноправии, вы­борности, принятии решений большинством;

· как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;

· как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

Рассмотрим демократию как тип политического режи­ма на основе тех же критериев, что и другие политические режимы.

Характер и мера осуществления власти.

Пределы власти устанавливаются обществом в соот­ветствии с законами. Экономическая, культурная, духов­ная жизнь общества, деятельность политической оппози­ции находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.

Формирование власти.

Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

Отношение людей к власти.

Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

Роль идеологии в обществе.

Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.

Характер лидерства.

Характер политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Положение средств массовой информации.

Средства массовой информации свободны и независи­мы. Общество относится к ним как к "четвертой" власти.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан гарантированы законом. За­кон же определяет механизм их реализации.

Изменения в социальной структуре общества.

Социальная структура общества соответствует происхо­дящим в обществе социально-экономическим процессам.

Изменения в политической системе общества.

Для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной от­ветственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия — это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.