Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.
Политическое учение Средневековья.
Средневековье – эпоха господства и упадка феодальной, общественно-экономической формами.
Характерные черты эпохи:
· формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;
· разработка теологической (лат. teos - Бог) концепции политической власти;
· обоснование приоритетов церкви над государством в политике;
· теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.
А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет божествам и христианской церкви над индивидом и государством. Каждый человек создан по образу и подобию Бога, поэтому духовная власть церкви преобладает над светской властью. Неравенство общества предопределено миром небесным. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) пытался приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви. Если человек есть "животное политическое, общественное", значит, в людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве. Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. Тиранию Фома отграничивал от монархии, а в ней выделял две формы: абсолютную монархию и политическую монархию. В политической монархии весомую роль играют крупные, светские и духовные феодалы, власть государя ограничена законом и не выходит за его рамки. К этой разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Фомы Аквинского.
М. Подуанский(1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской.
Характерные черты:
1. освобождение политической мысли от теологии, становление гражданской концепции политической власти;
2. обоснование принципа реализма в политике;
3. разработка идеологии сильного централизованного государства;
4. развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя.
Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. В обществе большое число знатных богатых людей, которые живут в праздности неимущих тружеников. Частная собственность, имущественное и социальное неравенство – главный источник конфликтов, политического неравенства, преступности и паразитизма в обществе. Ликвидация частной собственности – одно из главных условий формирования справедливого общественного строя.
Становление капиталистических отношений связано с эпохой Возрождения, с утверждением веры в могущество разума, человека. Основателем новой политической науки явился Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). В течение 14 лет он занимал высокий пост секретаря Флорентийской республики, а с восстановлением тирании Медичи был подвергнут опале и занялся научным творчеством, в частности, написал известный трактат "Государь". Макиавелли порвал с религиозным мировоззрением и резко критиковал теологические представления о политике. Средневековую концепцию божественного предопределения он заменил идеей объективной исторической необходимости и закономерности. Он придает важное значение свободной воле граждан, отстаивает идею человека-борца, человека-творца. Религию он рассматривает прагматически, как средство служения государственным интересам, сплочения народа, воспитания активных участников политической жизни. Он обосновывает политику как опытную науку. Государство означает политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие учреждений, юстиции, законов. Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа) и цели функционирования. Правильные формы правления - это монархия, аристократия и демократия. Неправильные - тирания, олигархия и "распущенность". Говоря о правилах политического искусства, Макиавелли отдает предпочтение политическим целям перед нравственными нормами, допуская возможность коварства, лицемерия во имя сохранения единства страны и системы власти. Сильное централизованное национальное государство – высшая ценность. Во имя интересов возможно отступление от религии и морали в политике управления государством. Только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и жестокостью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое централизованное государство (Италия). Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы.
Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Государство есть осуществление суверенной высшей независимой, неограниченной, неразделенной властью справедливого законного управления обществом. Разрабатывает теорию суверенитета государства. Самая совершенная форма правления – монархия, которая создает сильное централизованное государство (Франция).