Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.

Политическое учение Средневековья.

Средневековье – эпоха господства и упадка феодальной, общественно-экономической формами.

Характерные черты эпохи:

· формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;

· разработка теологической (лат. teos - Бог) концепции политической власти;

· обоснование приоритетов церкви над государством в политике;

· теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.

А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет божествам и христианской церкви над индивидом и государством. Каждый человек создан по образу и подобию Бога, поэтому духовная власть церкви преобладает над светской властью. Неравенство общества предопределено миром небесным. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) пытался приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви. Если человек есть "животное политическое, общественное", значит, в людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве. Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. Тиранию Фома отграничивал от монархии, а в ней выделял две формы: абсо­лютную монархию и политическую монархию. В политической монархии весомую роль играют крупные, светские и духовные феодалы, власть государя ограничена законом и не выходит за его рамки. К этой разновидности монархии склонялись идео­логические симпатии Фомы Аквинского.

М. Подуанский(1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской.

Характерные черты:

1. освобождение политической мысли от теологии, становление гражданской концепции политической власти;

2. обоснование принципа реализма в политике;

3. разработка идеологии сильного централизованного государства;

4. развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя.

Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. В обществе большое число знатных богатых людей, которые живут в праздности неимущих тружеников. Частная собственность, имущественное и социальное неравенство – главный источник конфликтов, политического неравенства, преступности и паразитизма в обществе. Ликвидация частной собственности – одно из главных условий формирования справедливого общественного строя.

Становление капиталистических отношений связано с эпохой Возрождения, с утверждением веры в могущество разума, чело­века. Основателем новой политической науки явился Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). В течение 14 лет он занимал высо­кий пост секретаря Флорентийской республики, а с восстанов­лением тирании Медичи был подвергнут опале и занялся науч­ным творчеством, в частности, написал известный трактат "Го­сударь". Макиавелли порвал с религиозным мировоззрением и резко критиковал теологические представления о политике. Средневековую концепцию божественного предопределения он заменил идеей объективной исторической необходимости и зако­номерности. Он придает важное значение свободной воле граждан, отстаивает идею человека-борца, человека-творца. Религию он рассматривает прагматически, как средство служения государ­ственным интересам, сплочения народа, воспитания активных участников политической жизни. Он обосновывает политику как опытную науку. Государство означает политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие учреждений, юстиции, законов. Формы государства Макиавел­ли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц (еди­новластие, правление немногих и правление всего народа) и цели функционирования. Правильные формы правления - это монар­хия, аристократия и демократия. Неправильные - тирания, оли­гархия и "распущенность". Говоря о правилах политического ис­кусства, Макиавелли отдает предпочтение политическим целям перед нравственными нормами, допуская возможность коварства, лицемерия во имя сохранения единства страны и системы власти. Сильное централизованное национальное государство – высшая ценность. Во имя интересов возможно отступление от религии и морали в политике управления государством. Только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и жестокостью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое централизованное государство (Италия). Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы.

Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Государство есть осуществление суверенной высшей независимой, неограниченной, неразделенной властью справедливого законного управления обществом. Разрабатывает теорию суверенитета государства. Самая совершенная форма правления – монархия, которая создает сильное централизованное государство (Франция).