Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
Политическая мысль Древнего Востока.
ТЕМА 2: Становление и развитие политической науки.
1. Политическая мысль Древнего Востока.
2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3. Политическое учение Средневековья.
4. Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.
5. Политическая мысль Нового времени.
6. Политическая мысль России X-XIX в.в.
7. Политическая мысль Беларуси X-XIX в.в.
8. Основные направления современной политологии.
Египет. Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец.
Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: государство – творение высших космических сил божественного закона, его предназначение, установить порядок на Земле, упорядочить совместную жизнь для социально-политического устройства характерна кастовая система. В VI в. До н.э. возникла философия буддизма, которая составит главную цель гармонии человека и природы, ликвидации кастовой системы, создание социального равенства через благородные поступки.
Вавилон(около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества.
Китай (V в.до н.э. )Конфуций. Государство – творение воли неба, большая семья, его жизнь должна регулироваться высшими нравственными принципами. Основная добродетель – подданный государству, преданность и подчинение правительству, послушание и почтительность к старшим. Основной принцип государственного устройства – патриархальность (pater - отец), которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».
Характерные черты:
· постепенное освобождение знаний о политике от мифологии;
· возникновение классической философии и выделение основных направлений науки как части философии;
· анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления.
Древняя Греция. В истории возникновения и развития древнегреческих политико-правовых воззрений выделяют три периода. Ранний период (IX - VI вв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности: развитие политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формирование философского подхода к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорийцы, Гераклит). Второй период (V - 1-я пол. IV в. до н.э.) -это время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли, нашедших отражение в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Третий период (2-я пол. IV-II в. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности (Эпикур, стоики, Полибий).
Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных граждан. Свобода - фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики.
Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания».
Платон (427-347 гг. до н.э.) трактует идеальное государство как реализацию идеи государства, воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) аналогичны в государстве тоже три сходных деятельности: совещательная, защитная и деловая, а им соответствуют и три сословия: правители, воины, производители (ремесленники и земледельцы). В идеальном государстве вся жизнь организована на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Женщины уравнены в правах с мужчинами. Семьи для первых двух сословий не существует. Детей воспитывает государство. Платон против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Управлять государством должны лучшие, мудрые люди. Аристократии он противопоставляет олигархию, демократию, тиранию как неидеальные формы правления.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) различает два вида справедливости в обществе: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость основана на "арифметическом равенстве": область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания. Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического равенства" и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу гражданина. Государство Аристотель рассматривал как продукт естественного развития подобно семье или поселениям. Но государство — высшая форма общения, объемлющая собой все остальные. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти. Государственная форма определяется числом властвующих: один, немного, большинство. Он различал правильные и неправильные формы государства: а) в правильных формах правители имеют в виду общую пользу - это монархия, аристократия и полития; б) в неправильных формах правители ориентированы на личное благо - это тирания, олигархия демократия. Лучшей формой Аристотель считал политию: правление большинства в интересах большинства.
Древний Рим (IV в. до н.э. – II в.) Развивается римское частное и публичное право. Савелий, Юлиан, Гай создают юриспруденцию как самостоятельную науку. Юридически обосновывается концепция мирного государства и политики с принципом «разделяй и властвуй».
Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): «обязанности человека перед обществом и государством имеют приоритетные значения. Права свободного гражданина римского государства недопустимо оскорблять и ущемлять». Наилучшая форма правления – демократия. Цицерон впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Является основателем ораторского искусства и красноречия. До настоящего времени сохранились 50 речей Цицерона.