Особенности съемки сгоревших автомобилей
Съемка объектов, подлежащих изъятию
Выше, в разд. 5.3, отмечалось, что любой объект, изымаемый в качестве потенциального вещественного доказательства, должен быть сфотографирован. Учитывая, что это крайне важно для обеспечения вещественному доказательству надлежащего процессуального статуса, отметим еще раз отдельные детали проведения такой съемки.
- Объект должен быть сфотографирован на том месте, где он обнаружен,прежде, чем он будет сдвинут с места. Из сочетания узловых и детальных снимков должна быть абсолютно ясна привязка изымаемого объекта к другим конструкциям и предметам на месте пожара.
- Если объект в ходе динамического осмотра постепенно извлекается из пожарного мусора, то этот процесс также должен быть зафиксирован фотоснимками (нахождение предмета в слое пожарного мусора, на определенной глубине, а не на его поверхности, весьма информативно).
- Съемка производится обязательно с использованием масштабной линейки, которая по возможности укладывается вдоль наиболее длинной стороны изымаемого объекта.
- Возможно, что при съемке на месте обнаружения объект может выглядеть на фоне пожарного мусора недостаточно четко. В этом случае, уже после съемки на месте обнаружения, его следует снять еще раз на подходящем фоне и с надлежащим качеством.
- При детальной фотосъемке желательно зафиксировать характерные особенности предмета (маркировка, дефект на корпусе и т. п.), которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве идентификационного признака, отличающего этот объект от других.
- Желательно также, чтобы на снимке были видны явные признаки аварийных режимов (дуговые оплавления, эрозия и т. п.), если таковые имеются. Для снятия мелких деталей такого рода можно использовать удлинительные кольца и (или) соответствующий сменный объектив.
Фотосъемку автомобиля следует разделить на несколько этапов.
Первый этап - фиксация сгоревшего автомобиля (транспортного средства) на месте пожара, т. е. там, где непосредственно произошел пожар. Основное, что должно фиксироваться непосредственно на месте пожара, это положение автомобиля с привязкой его к местности (строениям), состояние дорожного и земельного покрытия (наличие на них предметов, не имевших отношения к автомобилю, с учетом объяснения владельца автомобиля), остатки узлов и деталей автомобиля, которые в процессе пожара могли разрушиться и находиться с его внешней стороны, а также характерные механические и другие повреждения, которые в процессе транспортировки автомобиля для его детального осмотра могут видоизмениться.
Второй этап - детальная фиксация сгоревшего автомобиля (транспортного средства) непосредственно в том месте, где предполагается его осмотр.
1. Внешняя фиксация объекта
Внешнюю фиксацию объекта, как правило, надо начинать с передней части автомобиля и далее, последовательно перемещаясь вокруг автомобиля по ходу часовой стрелки. Фиксируются: правый борт, задняя часть, левый борт, крыша автомобиля, заводская маркировка, пластины с номерными знаками, а также обнаруженные следы отжига и копоти конструктивных элементов кузова, состояние стекол, деформации кузова (в том числе и механические). Людей, которые видны в кадре, следует удалить из поля съемки, наличие человека на снимке всегда предполагает его как действующее лицо, в то время как задача съемки совсем иная.
2. Фиксация состояния салона, дверей и панели приборов
В салоне подлежит фиксации состояние переднего и
заднего сидений, внутренней облицовки дверей, пола, приборной панели и устройств управления автомобилем [16].
Не принципиально, с какой стороны начинать фотосъемку, самое главное - отразить наглядно все детали салона автомобиля так, чтобы фотографии носили информативный характер.
3. Фиксация состояния багажного отделения автомобиля
Для этого крышка багажного отделения автомобиля открывается и производится фотографирование багажного отделения автомобиля со всем содержимым. Затем содержимое может быть удалено, сфотографировано отдельно. Могут также фиксироваться отдельные механизмы, по той или иной причине смонтированные и расположенные в багажном отделении (например, места подключения задних фонарей, кнопки включения и отключения освещения и т. п.).
4. Фиксация состояния моторного отсека автомобиля
Фотосъемка моторного отсека автомобиля, как правило, начинается с общей фотографии, которая должна носить информативный характер. Затем производится фиксация состояния узлов и агрегатов двигателя и состояния внутренней части кузова, расположенного в моторном отсеке. Обязательно производится фотосъемка внутренней поверхности крышки капота, с фиксацией термических повреждений на ней.
5. Фиксация штатного и нештатного электрооборудования
Как правило, обязательно фиксируются: состояние аккумуляторной батареи, подходящие к ней электропровода; оборудование бортовой сигнализации, включая блоки, ревуны, концевики, провода и т. п.; блоки предохранителей и состояние плавких вставок; состояние автомагнитолы и т. п., а также места подключения; отдельные фрагменты электропроводки, которые могут носить необходимую для специалиста информацию.
6. Фотосъемка мест и предметов, которые непосредственно имеют связь с местом первоначального возникновения горения и причиной пожара
Во время осмотра автомобиля часто возникает необходимость в изъятии предметов, имевших отношение к источнику зажигания. Прежде чем нарушить положение этих предметов, их обязательно нужно сфотографировать. Затем производится фотографирование отдельно каждого изъятого предмета.