Методика Ланкло и Кле

ЛЕКЦИЯ 8

 

 

Наиболее систематичны исследова­ния колориста Ж. Ф. Ланкло, который рассматривает природный ландшафт вместе с результатами человеческой деятельности (исторической, архитек­турной) как целостную среду. В 1967 г. Ланкло начал изучение полихромии некоторых районов Франции. В течение нескольких лет были проанализированы Бретань и долина Луары, Нормандия и Прованс, Бургундия, Лимузен и другие провинции.

Методика Ланкло включает три фазы; анализ ландшафта, визуальный синтез, выработку «алфавита цветов», адаптированного к местности. Методика использовалась в исследованиях любого типа местности, сельской или городской, позволяла анализировать природные ландшафты с незначительным включе­нием архитектурных объектов и город­ских ландшафтов, в которых компоненты природы оказываются в окружении архитектуры. Методика вызвана к жизни пониманием природы и архитектуры как целостной системы [6].

Первая фаза предполагает анализ компонентов, относительно постоянных по цветовым характеристикам: земля, песок, нагромождения камней, скалы и др., а также компонентов с ясно выра­женной цветовой динамикой: небо и зелень при изменяющемся освеще­нии. Важную роль играет постоянная подвижность полихромии в городах: витрины, транспорт, реклама, пешеходы и т. д., которая в основном наблюдается в пределах первого этажа. Пример ста­рого порта в Бастии (Франция) показы­вает, что фасады зданий светлых охри­стых тонов и крыши из серого сланца повторяют доминирующие цвета окру­жающего природного ландшафта, а цве­товое оживление наблюдается лишь на уровне пешехода. Палитра здесь непо­стоянна и состоит из мелких элементов. Цветовой декор этой части города резко изменяется по сезонам. Лодки, автомо­били, навесы — движущиеся и обновляющиеся цветовые мазки, формирую­щие динамичную цветовую среду этого городка.

Первая фаза включает также анализ образцов материалов, входящих в состав земли, стен, крыш и деталей зданий, а также вегетативных элементов. При сборе информации Ланкло прибегает к цветовым наброскам, рисункам, фото­графированию местности, чтобы нако­пить исчерпывающий иконографический материал.

Задачей второй фазы стало выявле­ние хроматических общностей как ре­зультат упорядочения цветовых образ­цов. Эти общности Ланкло использует как базу для цветовых решений зданий, которые будут возводиться в данной местности. Цветовая комбинаторика в пределах выявленного множества цветов позволяет получить серии вариантов, отвечающие основному требованию — цветовой взаимосвязи с местностью. Кроме того, полученные данные соот­носятся как статистический материал для использования тех или иных цветов или сочетаний в какой-либо местности, районе, городе.

И, наконец, третья фаза — выработ­ка «алфавита цветов», практического пособия по использованию цвета. «Алфа­вит» состоит из двух палитр — общей и точечной, скоординированных между собой и гарантирующих гармоничность всех комбинаций, полученных на их основе. Общая палитра содержит мягкие цвета и используется для больших по­верхностей (стены, крыши, мощения земли), точечная палитра содержит насыщенные цвета и предназначена для деталей зданий (двери, окна, ставни, цоколи и др.).

Исследования Ланкло полихромии района Hop-Па-де-Кале показало, что основные материалы архитектуры — кирпич и деревянные брусья — образуют неповторимое сочетание с обширной цветовой гаммой земель этого района, включающей желто- и розово-охристые, фиолетово-красные и темно-пурпурные оттенки. Красные кирпичные здания Араса, одного из городов этого района, частично окрашены желтой и красной охрой или белым цветом, а столярные изделия — белым, зеленым, серым и ко­ричневым, что в целом создает неповторимый фламандский колорит.

Ланкло обратил внимание на сочета­ние природной и архитектурной поли­хромии на примере двух небольших го­родов, находящихся в одинаковых при­родных условиях в 50 км друг от друга. Один из них — Суассон с собором и зда­ниями из тесаного камня — выглядит серо-монохромным и легко вписывается в природный ландшафт, другой — Сен-Квэнтен, целиком построенный из кир­пича, отличающийся пестротой дверей и ставен,— контрастирует с пейзажем.

 

Рассматривая эти города издалека вме­сте с их природным фоном («глобальное восприятие»), нетрудно убедиться в существовании двух гармоничных цвето­вых комплексов, один из которых стро­ится на цветовом нюансе, другой — на контрасте.

Результаты многолетней работы Ланкло были систематизированы им в форме своеобразной карты региональ­ных цветов многих французских провин­ций. Эта работа уникальна и может ока­заться полезной для аналогичного исследования природной полихромии в нашей стране, отличающейся исключительным разнообразием и контрастностью при­родных ландшафтов.

Ланкло использует свою методику для цветового анализа не только при­родных, но и городских ландшафтов. В 1970 г. Ланкло провел анализ цветовой среды Токио по заказу Центра цветового планирования города. Хаотичность гра­достроительного развития, смесь тради­ционной и новой архитектуры образова­ли сложный цветовой конгломерат, составленный из естественных и синте­тических материалов, различных по фактуре и текстуре. Город был разделен на секторы, в которых преобладала со­временная, традиционная, промышлен­ная или смешанная архитектура. Для каждого сектора определялись хромати­ческие доминанты. Результаты анализа стали объективной основой для решения утилитарных и художественных аспек­тов использования цвета в городском пространстве, определили пути для пла­нирования выпуска соответствующих строительных и отделочных материа­лов [7].

В конце 70-х годов Ланкло провел исследование архитектурной полихро­мии провинции Лимузен. Архитектура рассматривалась как интегральный эле­мент целостного окружения. Ланкло определил хроматические составляющие количественно и качественно, выявил их постоянство и изменяемость в течение сезонов, что позволило охарактеризовать цветовые региональные особенности Лимузена, связанные с традиционными и новыми строительными материалами. Результатом анализа явились цветовые палитры и карты преимущественного использования определенных групп цве­тов в различных частях провинции, а также рекомендации по выбору цветов для зданий различных типов [8].

Ж. Ф. Ланкло убежден, что направ­ленное использование цвета жизненно необходимо как помощь в осуществле­нии архитектурных задач, и цвет, безус­ловно, следует включать в реализацию любой градостроительной программы.Эта точка зрения завоевывает все боль­ше сторонников во многих странах. Тем ценнее вклад французского колориста, предложившего путь исследования цветового потенциала природного окружения, в которое вписывается город.

 

Ланкло проводит доскональное изу­чение существующей хроматической картины природного ландшафта, резуль­татом которого являются серии цвето­вых рядов. Меньшее внимание он уде­ляет анализу каркаса и динамики при­родного бассейна, без которых невоз­можно осмысление цветовой емкости природного ландшафта, его цветового потенциала. Однако сегодня Ланкло является наиболее авторитетным спе­циалистом в области изучения полихро­мии природного окружения *.

Французские колористы Ф. и М. Кле считают, что существует определенная цветовая взаимосвязь между природной и созданной человеком средой. Эту взаимосвязь следует выявить и осознать, чтобы построить градостроительную си­стему полихромии, своего рода «плазму», связывающую различные визуальные элементы города. Полихромия в их пони­мании объединяет различные компонен­ты природного ландшафта и архитек­турных форм.

Методика Кле во многом сходна с методикой Ланкло, но ее последняя ста­дия уже выходит из предпроектных исследований и фактически принадле­жит градостроительному проектирова­нию на стадии генерального плана. Рабо­та проводится в три этапа. Первый этап — анализ существующей цветовой среды природного ландшафта, проводя­щийся в течение годового цикла: состоя­ние неба и водных поверхностей, расти­тельности, цветущих растений, минера­лов, фасадных поверхностей зданий. Второй этап — определение палитры, третий — составление цветовой карты города с указанием расположения основ­ных цветовых масс по районам застрой­ки [9].

Ф. и М. Кле выполнили значительное число исследований природной полихро­мии районов Франции, Гаити, Гваде­лупы, Сингапура. Обширный географи­ческий охват объектов позволил им острее почувствовать цветовую специфи­ку природных ландшафтов. Их наиболее известные работы во Франции — опре­деление хроматических составляющих в районах строительства городов Лилль-Эст и Рив-де-л'Етан-де-Берр. Осознание природного цветового контекста позво­лило сформулировать цветовые концеп­ции проектируемых городов.

 

Работы Ж. Ф. Ланкло и Ф. и М. Кле вызывают дискуссию. Крупнейший французский колорист Ж. Филласье счи­тал, что их исследования полихромии ландшафтов и некоторые другие попыт­ки изучения цвета окружающей среды были очень полезными, так как совре­менная строительная индустрия, опи­рающаяся на «суровую логику анало­гии», смогла определить для каждого района некоторое число региональных цветов, придающих ему неестественное лицо. Однако Филласье справедливо ука­зал на то, что попытки ограничить цветовую палитру новых построек рядом определенных цветов противоречит идее эволюции цветовой среды. Он расценил эту попытку как обрекающую творческое начало на вымирание, лишающую воз­можности создавать новые материалы, т. е. тормозящую развитие визуальной среды этих регионов. Цветовые интер­претации архитектуры по аналогии с природой достаточно обоснованы и в большинстве случаев очень полезны. Они позволяют избежать действий частных владельцев, не желающих считаться с реальным окружением. Но эти методики не могут преподноситься как единствен­ные, и в этом трудно не согласиться с Филласье.