Методика Ланкло и Кле
ЛЕКЦИЯ 8
Наиболее систематичны исследования колориста Ж. Ф. Ланкло, который рассматривает природный ландшафт вместе с результатами человеческой деятельности (исторической, архитектурной) как целостную среду. В 1967 г. Ланкло начал изучение полихромии некоторых районов Франции. В течение нескольких лет были проанализированы Бретань и долина Луары, Нормандия и Прованс, Бургундия, Лимузен и другие провинции.
Методика Ланкло включает три фазы; анализ ландшафта, визуальный синтез, выработку «алфавита цветов», адаптированного к местности. Методика использовалась в исследованиях любого типа местности, сельской или городской, позволяла анализировать природные ландшафты с незначительным включением архитектурных объектов и городских ландшафтов, в которых компоненты природы оказываются в окружении архитектуры. Методика вызвана к жизни пониманием природы и архитектуры как целостной системы [6].
Первая фаза предполагает анализ компонентов, относительно постоянных по цветовым характеристикам: земля, песок, нагромождения камней, скалы и др., а также компонентов с ясно выраженной цветовой динамикой: небо и зелень при изменяющемся освещении. Важную роль играет постоянная подвижность полихромии в городах: витрины, транспорт, реклама, пешеходы и т. д., которая в основном наблюдается в пределах первого этажа. Пример старого порта в Бастии (Франция) показывает, что фасады зданий светлых охристых тонов и крыши из серого сланца повторяют доминирующие цвета окружающего природного ландшафта, а цветовое оживление наблюдается лишь на уровне пешехода. Палитра здесь непостоянна и состоит из мелких элементов. Цветовой декор этой части города резко изменяется по сезонам. Лодки, автомобили, навесы — движущиеся и обновляющиеся цветовые мазки, формирующие динамичную цветовую среду этого городка.
Первая фаза включает также анализ образцов материалов, входящих в состав земли, стен, крыш и деталей зданий, а также вегетативных элементов. При сборе информации Ланкло прибегает к цветовым наброскам, рисункам, фотографированию местности, чтобы накопить исчерпывающий иконографический материал.
Задачей второй фазы стало выявление хроматических общностей как результат упорядочения цветовых образцов. Эти общности Ланкло использует как базу для цветовых решений зданий, которые будут возводиться в данной местности. Цветовая комбинаторика в пределах выявленного множества цветов позволяет получить серии вариантов, отвечающие основному требованию — цветовой взаимосвязи с местностью. Кроме того, полученные данные соотносятся как статистический материал для использования тех или иных цветов или сочетаний в какой-либо местности, районе, городе.
И, наконец, третья фаза — выработка «алфавита цветов», практического пособия по использованию цвета. «Алфавит» состоит из двух палитр — общей и точечной, скоординированных между собой и гарантирующих гармоничность всех комбинаций, полученных на их основе. Общая палитра содержит мягкие цвета и используется для больших поверхностей (стены, крыши, мощения земли), точечная палитра содержит насыщенные цвета и предназначена для деталей зданий (двери, окна, ставни, цоколи и др.).
Исследования Ланкло полихромии района Hop-Па-де-Кале показало, что основные материалы архитектуры — кирпич и деревянные брусья — образуют неповторимое сочетание с обширной цветовой гаммой земель этого района, включающей желто- и розово-охристые, фиолетово-красные и темно-пурпурные оттенки. Красные кирпичные здания Араса, одного из городов этого района, частично окрашены желтой и красной охрой или белым цветом, а столярные изделия — белым, зеленым, серым и коричневым, что в целом создает неповторимый фламандский колорит.
Ланкло обратил внимание на сочетание природной и архитектурной полихромии на примере двух небольших городов, находящихся в одинаковых природных условиях в 50 км друг от друга. Один из них — Суассон с собором и зданиями из тесаного камня — выглядит серо-монохромным и легко вписывается в природный ландшафт, другой — Сен-Квэнтен, целиком построенный из кирпича, отличающийся пестротой дверей и ставен,— контрастирует с пейзажем.
Рассматривая эти города издалека вместе с их природным фоном («глобальное восприятие»), нетрудно убедиться в существовании двух гармоничных цветовых комплексов, один из которых строится на цветовом нюансе, другой — на контрасте.
Результаты многолетней работы Ланкло были систематизированы им в форме своеобразной карты региональных цветов многих французских провинций. Эта работа уникальна и может оказаться полезной для аналогичного исследования природной полихромии в нашей стране, отличающейся исключительным разнообразием и контрастностью природных ландшафтов.
Ланкло использует свою методику для цветового анализа не только природных, но и городских ландшафтов. В 1970 г. Ланкло провел анализ цветовой среды Токио по заказу Центра цветового планирования города. Хаотичность градостроительного развития, смесь традиционной и новой архитектуры образовали сложный цветовой конгломерат, составленный из естественных и синтетических материалов, различных по фактуре и текстуре. Город был разделен на секторы, в которых преобладала современная, традиционная, промышленная или смешанная архитектура. Для каждого сектора определялись хроматические доминанты. Результаты анализа стали объективной основой для решения утилитарных и художественных аспектов использования цвета в городском пространстве, определили пути для планирования выпуска соответствующих строительных и отделочных материалов [7].
В конце 70-х годов Ланкло провел исследование архитектурной полихромии провинции Лимузен. Архитектура рассматривалась как интегральный элемент целостного окружения. Ланкло определил хроматические составляющие количественно и качественно, выявил их постоянство и изменяемость в течение сезонов, что позволило охарактеризовать цветовые региональные особенности Лимузена, связанные с традиционными и новыми строительными материалами. Результатом анализа явились цветовые палитры и карты преимущественного использования определенных групп цветов в различных частях провинции, а также рекомендации по выбору цветов для зданий различных типов [8].
Ж. Ф. Ланкло убежден, что направленное использование цвета жизненно необходимо как помощь в осуществлении архитектурных задач, и цвет, безусловно, следует включать в реализацию любой градостроительной программы.Эта точка зрения завоевывает все больше сторонников во многих странах. Тем ценнее вклад французского колориста, предложившего путь исследования цветового потенциала природного окружения, в которое вписывается город.
Ланкло проводит доскональное изучение существующей хроматической картины природного ландшафта, результатом которого являются серии цветовых рядов. Меньшее внимание он уделяет анализу каркаса и динамики природного бассейна, без которых невозможно осмысление цветовой емкости природного ландшафта, его цветового потенциала. Однако сегодня Ланкло является наиболее авторитетным специалистом в области изучения полихромии природного окружения *.
Французские колористы Ф. и М. Кле считают, что существует определенная цветовая взаимосвязь между природной и созданной человеком средой. Эту взаимосвязь следует выявить и осознать, чтобы построить градостроительную систему полихромии, своего рода «плазму», связывающую различные визуальные элементы города. Полихромия в их понимании объединяет различные компоненты природного ландшафта и архитектурных форм.
Методика Кле во многом сходна с методикой Ланкло, но ее последняя стадия уже выходит из предпроектных исследований и фактически принадлежит градостроительному проектированию на стадии генерального плана. Работа проводится в три этапа. Первый этап — анализ существующей цветовой среды природного ландшафта, проводящийся в течение годового цикла: состояние неба и водных поверхностей, растительности, цветущих растений, минералов, фасадных поверхностей зданий. Второй этап — определение палитры, третий — составление цветовой карты города с указанием расположения основных цветовых масс по районам застройки [9].
Ф. и М. Кле выполнили значительное число исследований природной полихромии районов Франции, Гаити, Гваделупы, Сингапура. Обширный географический охват объектов позволил им острее почувствовать цветовую специфику природных ландшафтов. Их наиболее известные работы во Франции — определение хроматических составляющих в районах строительства городов Лилль-Эст и Рив-де-л'Етан-де-Берр. Осознание природного цветового контекста позволило сформулировать цветовые концепции проектируемых городов.
Работы Ж. Ф. Ланкло и Ф. и М. Кле вызывают дискуссию. Крупнейший французский колорист Ж. Филласье считал, что их исследования полихромии ландшафтов и некоторые другие попытки изучения цвета окружающей среды были очень полезными, так как современная строительная индустрия, опирающаяся на «суровую логику аналогии», смогла определить для каждого района некоторое число региональных цветов, придающих ему неестественное лицо. Однако Филласье справедливо указал на то, что попытки ограничить цветовую палитру новых построек рядом определенных цветов противоречит идее эволюции цветовой среды. Он расценил эту попытку как обрекающую творческое начало на вымирание, лишающую возможности создавать новые материалы, т. е. тормозящую развитие визуальной среды этих регионов. Цветовые интерпретации архитектуры по аналогии с природой достаточно обоснованы и в большинстве случаев очень полезны. Они позволяют избежать действий частных владельцев, не желающих считаться с реальным окружением. Но эти методики не могут преподноситься как единственные, и в этом трудно не согласиться с Филласье.