Психолого-антропологический подход

Западные исследователи женской проблемы рассматривают ее в различных ракурсах, используя разные подходы. Сочетание биологического и социокультурного подходов позволяет выйти на специфические проблемы «женскости» (фемининности). Опираясь на изучение культур, психологические и психоаналитические наблюдения и выводы Ш.Радо, Х.Дейч и М.Клейн, К.Хорни выделила наиболее существенные интегральные характеристики, позволяющие обозначить феномен фемининности, зависимой от «мужской идеологии».

К.Хорни рассматривает обе группы факторов, влияющих на подчиненное положение женщины, фиксируя при этом тенденции к дифференциации представлений о половых ролях на основе психических, поведенческих, соматических свойств и реакций личности.

В культурной среде она перечисляет следующие наиболее существенные причины дифференциации женских ролей от мужских:

• ...женщина считается существом, которое в целом ниже мужчины;

• женщина экономически зависит от мужчины или семьи, и это способствует эмоциональной адаптации путем зависимости;

• деятельность женщин ограничивается сферами, где все строится на эмоциональных связях: семьей, религией и благотворительностью...

Помимо культурологических доктрин, которые складывались исторически, соматическая организация женщин тоже способствует роли подчинения. К.Хорни указывает следующие анатомически-психологические факторы13:

• мужчина обычно физически сильнее женщины;

• женщины больше подвержены насилию;

• менструация, дефлорация, деторождение, поскольку это кровавые и болезненные процессы, тоже способствуют мазохистским устремлениям;

• обусловленная биологически асимметрия участия в половом акте тоже способствует подчиненной роли женщины.

Рассматривая природу женского мазохизма, К.Хорни стремилась найти существенные детерминанты фемининности на основе антропологических, анатомических, психоаналитических подходов.

Помимо данных подходов появляются психологические теории, осмысляющие нравственные концепции, идентифицирующие фемининность. Гиллиган разработала концепцию развития нравственности на основе «женских ценностей»: заботы о ближнем, самоотречении. По ее мнению, нравственное развитие женщины проходит три уровня развития:

Уровень 1 — самоозабоченностъ. Этот уровень характеризуется тем, что женщину интересуют субъекты, удовлетворяющие ее потребности. Однако постепенно эгоизм начинает сменяться тенденциями к самоотречению. Несмотря на то что женщина еще сосредоточена на собственном благополучии, в случае принятия решений она учитывает интересы других людей.

Уровень 2 — самопожертвование. На этой стадии женщина следует социальным нормам. Она переходит к удовлетворению собственных желаний, лишь после удовлетворения потребностей других. Роль «хорошей матери», поведение которой соответствует ожиданиям окружающих, заставляет ее постоянно делать выбор, чувствовать ответственность за свои поступки. На этой стадии осуществляется переход от самопожертвования к самоуважению, когда принимаются в расчет и собственные потребности.

Уровень 3 — самоуважение. На этом уровне женщина осознает, что только она способна сделать выбор, касающийся ее жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с ней семейными и социальными узами. На этом этапе нравственное сознание оформляется в мораль непротивления.

Концепция развития женской нравственности противостоит концепции развития нравственности, предложенной Кольбергом, включающей стадии преднравстенной стадии, конвенциональной, постконвенциональной.