Мужские стереотипы и сексуальность
Эрих Фромм, изучая мотивации мужского сексуального влечения, пришел к выводу, что в его основе лежит явление «несексуального происхождения» —тщеславие. «Мужчина, которому кажется, что он полон сил и энергии для сексуальных приключений, а сексуальная привлекательность женщин провоцирует его, на самом деле находится во власти своего тщеславия: он хочет доказать свое превосходство над другими мужчинами»8.
Феномен этого «тщеславия» имеет сложную психосоциальную обусловленность. Он связан с мужскими стереотипами относительно сексуальной жизни, отношением общества к сексуальной свободе — несвободе мужчин, нормативными установками на супружескую верность — неверность.
Мужские сексуальные стереотипы, по мнению Зильбергельда9, формируются вокруг следующей мифологии:
• мужчина не должен иметь определенные чувства или по крайней мере их проявлять;
• в сексе, как и везде, идут в счет лишь достижения;
• в сексе мужчина берет на себя ответственность и руководство;
• мужчина всегда готов к сексу;
• телесный контакт должен вести к сексу;
• секс значит половой акт;
• секс должен быть естественным и спонтанным.
Инициатива, которую должен брать на себя мужчина, не всегда реализуется на практике, так как это может быть связано с различным сексуальным опытом партнеров, с их психосексуальной индивидуальностью.
Фрустрация и разочарованность могут вызвать и специфические мужские страхи. К.Хорни к таким страхам относит «боязнь не удовлетворить женщину», считая, что в основе этого страха находится биология пола, когда мужчина «вынужден каждый раз перед женщиной доказывать свою потенцию». Представления о маскулинности «как некой вещи, которая представляет цену сама по себе», боязнь насмешек вызывает определенную неуверенность, неустойчивость отношений между мужчиной и женщиной10. Как показывают исследования сексопатологов, мужские стереотипы относительно сексуальности могут провоцировать различные психосексуальные расстройства, приводить к депрессивным состояниям либо вызывать различные формы агрессии в отношении женщин, толкать к алкоголизму и противоправным действиям.
Другой гранью мужских стереотипов является представления о мужчине как об инициаторе сексуальных отношений. В контексте данной проблематики психологи дают следующую ролевую типологию мужчин, поведение которых обусловлено маскулинной мифологией11:
«разочарованный» — потерявший желание интимной близости после долгих лет совместной жизни и не стремящийся найти новые «подходы» к интимной близости;
«завоеватель» — мужчина, озабоченный постоянными поисками новых сексуальных связей, самоутверждающийся на своих достижениях;
«беглец» — мужчина, не испытывающий удовлетворения от брачно-семейных отношений, осуществляющий поиски психосексуальной гармонии вне супружеских отношений.
В сексуальной мифологии заключаются многие причины дисгармонии в брачно-семейных отношениях, эмоциональной и сексуальной недостаточности партнеров, равно как и в социальной незрелости личности, различных комплексах, которые и провоцируют супружескую неверность. Проблемы клиента-мужчины в контексте брачно-семейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью социальной работы.