Количество пусков РКП, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих КА в 1995-2004 годах
Годы | Количество пусков РКП с коммерческими КА | Количество выведен-ных на орбиту Коммерческих КА | Процентное отношение количества коммерческих пусков |
22 j~~- | |||
6. Рост потребности в запусках КА для обеспечения национальной безопасности. Прогрессирующее старение орбитальной группировки КА. завершение разработки перспективных КА оборонного назначения, а также возрастание роли космических средств социально-экономического и научного назначения в различных аспектах обеспечения национальной безопасности приводит к росту потребностей в запусках КА. Однако существенные экономические ограничения, которые, по крайней мере, до 2010 г будут еще более жесткими вследствие того, что в этот период российская экономика будет развиваться в заведомо худших условиях, чем в посткризисной пятилетке 1999-2003 гг, не позволяют достоверно прогнозировать удовлетворение этих потребностей, как в ближайшей, так и более отдаленной перспективе. Следует ожидать лишь стабилизацию общего числа запусков или незначительный их рост.
7.Усиление влияния межгосударственных отношений на коммерческую
деятельность.
В настоящее время Россия осуществляет запуск КА в космос с трех
космодромов "Байконур", "Плесецк" и "Свободный".
Космодром "Байконур" играет важнейшую роль в реализации космических программ России, так как с этого космодрома выводится в космос около 60% от общего количества ежегодно запускаемых КА. Уникальность космодрома "Байконур" определяется тем, что только с его стартовых комплексов выводятся полезные нагрузки ракетой-носителем тяжелого класса "Протон", а также тем, что этому космодрому отведена основная роль в Федеральной космической программе в части реализации пилотируемой программы и программ международного сотрудничества. С космодрома "Байконур" осуществляется запуск всех тяжелых КА, а также всех КА на геосинхронную орбиту в интересах обороны.
Космодромом "Байконур" Россия владеет на правах аренды. В настоящее время срок аренды (до 2050 г.) определяется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", подписанному 9 января 2004 года.
В развитие названного Соглашения Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан принято решение о создании на космодроме "Байконур" экологически безопасного космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек". Этот КРК будет использоваться для выполнения коммерческих космических программ и реализации национальных космических программ Российской Федерации и Республики Казахстан. Для реализации принятого решения создано акционерное общество (АО) "Совместное Российско-Казахстанское предприятие "Байтерек". Учредителем со стороны России выступает ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, со стороны Казахстана - Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов.
Создание КРК "Байтерек" будет осуществляться за счет бюджетного кредита, предоставляемого Правительством Республики Казахстан. Кроме того, предполагается, что казахстанская сторона обеспечит предоставление Совместному предприятию широкого спектра преференций, необходимых для его успешной экономической деятельности.
Развитие космической деятельности Республики Казахстан в дальнейшем может привести к необходимости создания совместных предприятий по подготовке и запускам КА в обеспечение выполнения национальных программ Казахстана и России.
Использование космодрома "Байконур" привело к необходимости межгосударственного регулирования правового статуса космодрома и города Байконур и постоянного согласования следующих вопросов:
- порядка использования земельных участков комплекса "Байконур";
- взаимодействия правоохранительных органов, таможенного оформления и контроля;
- использования космической и авиационной техники и охраны технологий;
- экономического сотрудничества, взаимных финансовых расчетов и порядка экономического контроля;
- социальных гарантий персонала;
- организации работ по оценке воздействия и уменьшению вредного влияния пусков РН на окружающую среду и взаимодействия в случае аварий;
- согласования планов запусков и ряд других.
Влияние указанных выше новых тенденций в российской космической деятельности предопределило следующие особенности процессов эксплуатации КСр:
- высокая неопределенность долгосрочных планов запуска КА;
- необходимость учета особенностей зарубежной космической техники;
- приоритет экономических показателей;
- сближение процессов производства КА. РН и РБ и подготовки их к запуску;
- использование коммерческих запусков для поддержания и развития объектов космической инфраструктуры;
- приоритет задач обеспечения национальной безопасности;
- усиление роли межгосударственной координации при осуществлении эксплуатационных процессов.
Одной из явных тенденций в развитии системы эксплуатации КСр социально-экономического и научного назначения России является переход технических, стартовых комплексов, других важнейших объектов космической инфраструктуры, расположенных на космодроме «Байконур» в ведение предприятий РКП.
Управление развитием наземной космической инфраструктуры осуществляется с высших уровней государственной власти.
Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года [40], утвержденные Президентом РФ 6 февраля 2001 года, предусматривают сбалансированное развитие российских космодромов, обеспечивающее гарантированный доступ и постоянное присутствие России в космосе и предусматривающее:
- продолжение эксплуатации космодрома "Байконур" в условиях его аренды, проведение реконструкции объектов в интересах решения оборонных, социально-экономических и научных задач и реализации международных космических проектов;
- поддержание и развитие космодрома "Плесецк" в направлении расширения его возможностей, в том числе путем создания инфраструктуры, необходимой для подготовки и пусков РН легкого, среднего и тяжелого классов;
Кроме того, ФКП-2005 были предусмотрены следующие направления развития космической инфраструктуры:
- проведение модернизации и ремонтно-восстановительных работ технологического оборудования технических и стартовых комплексов космического назначения;
- переход на новые поколения средств управления космическими аппаратами, внедрение новых экономичных технологий управления конкурентоспособных на мировом рынке космических услуг;
- создание новых структурных элементов и технических средств наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) КА, совместимых с зарубежными средствами управления КА;
- сочетание создания новых средств управления гражданскими КА с использованием элементов НАКУ КА оборонного назначения.
Обеспечение развития космической инфраструктуры осуществляется совместно Федеральным космическим агентством. Министерством обороны РФ и другим заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.