Башня обслуживания
Основное назначение башни обслуживания — обеспечение предстартовой подготовки ЛА при нахождении его в вертикальном положении на ТП и СП. Башни обслуживания могут быть как передвижными, так и стационарными.
Передвижные башни способны двигаться по рельсовым путям на расстояния, обеспечивающие их сохранность при пуске или аварии ЛА.
Поворотные башни применяются для обслуживания ЛА в одной плоскости. Перед пуском эти башни поворачиваются по кольцевому рельсу вокруг центральной опоры на угол, обеспечивающий их сохранность.
Стационарные башни обслуживания монтируются на пусковой системе или рядом с ней. Такие башни оборудованы специальными рабочими площадками, на которых размещаются необходимые электропневмогидросистемы. Перед пуском ЛА или в момент пуска они отводятся на безопасное расстояние.
На башню обслуживания в основном действуют нагрузки от массы площадок, вспомогательного оборудования и ветровые нагрузки.
Масса одной площадки определяется по формуле
, (5.25)
где — статистический коэффициент, равный 0,06 для двухколонной пролетной площадки, 0,09 — для четырехколонной пролетной площадки, 0,13 — для консольных площадок; — средняя длина консоли или пролета, м; — нагрузка от персонала со вспомогательным оборудованием; — нагрузка от технологических систем на одну площадку, т; — масса площадки, т; — средняя площадь площадки обслуживания, м2 ; — предел текучести, т/м3 ; — масса нулевой площадки, т.
Масса лифтов оценивается зависимостью
, (5.26)
где — статистический коэффициент, меньшее значение которого относится к случаю расположения лифта внутри колонны, а большее — снаружи; — количество лифтов; — высота колонны башни обслуживания, м; — грузоподъемность лифтов, т: 0,35; 0,5; 1,0.
Масса стреловых кранов зависит от грузоподъемности и вылета стрелы
, (5.27)
где — грузоподъемность крана; — вылет стрелы, м.
Суммарная масса электрогидросистем башни обслуживания
, (5.28)
где — статистический коэффициент, большее значение которого предназначено для стационарных БО, а меньшее — для подвижных: ; — масса башни обслуживания, т.
Диаметр колеса нестационарной тележки можно определить по формуле
, (5.29)
где — статистический коэффициент; — полная масса БО; — количество колес.
Ширина межколесного просвета (для многоколонных БО)
, (5.30)
где — диаметр газовода, м.
Высота башни обслуживания определяется длиной ЛА и составляет
, (5.31)
где — полная длина ЛА.