Выбор рационального принципа структурного построения КСНО и построения генерального плана
Основными параметрами, определяющими принципы построения, структуру и состав систем наземного обслуживания являются:
1) габаритно-массовые характеристики ЛА;
2) спецификация компонентов топлива;
3) время функционирования комплекса от первого пуска ЛА до последнего;
4) время накопления необходимого запаса ЛА (время от момента окончания заводской сборки первого ЛА до момента пуска первого ЛА);
5) количество запускаемых ЛА с помощью КСНО за время его функционирования и особенности техники пуска, существующие на данный момент времени.
Существует несколько методов предстартовой подготовки ЛА, каждый из которых требует наличия определенного набора элементов систем наземного обеспечения и в конкретных условиях применения обладает преимуществом перед другими.
В общем виде приведенная стоимость создания любого КСНО представляет собой аддитивную функцию, слагаемыми которой являются стоимости агрегатов, сооружения и системы наземного обслуживания:
, (5.1)
где — полная стоимость создания КСНО; N — количество разнородных элементов КСНО; — стоимость i-го элемента; — количество одинаковых элементов КСНО (например, заправочных агрегатов).
Очевидно, в зависимости от схемы структурного построения и особенностей его отдельных элементов общая стоимость систем наземного обеспечения будет различной даже при использовании одного и того же метода предстартовой подготовки ЛА.
Так, для горизонтального метода сборки ЛА на ТП возможны два основных варианта построения стартовой позиции, включающей несколько пусковых установок:
а) обслуживание каждой пусковой установки автономной системой заправки, стационарным или передвижным установщиком и передвижной башней обслуживания. При этом стоимость будет определяться как
, (5.2)
где — количество пусковых установок; — стоимость одной пусковой установки; — стоимость транспортно-пускового агрегата; — стоимость башни обслуживания; — стоимость заправочного оборудования;
б) обслуживание всех пусковых установок общей системой заправки, одним или передвижными установками ипередвижными башнями обслуживания. При этом стоимость определяется по формуле
. (5.3)
Подобные стоимостные зависимости составляются для различных вариантов структурного построения КСНО с учетом особенностей его отдельных элементов.
Если суммарная стоимость создания КСНО является функцией одного аргумента (например, стартовой массы ЛА), сравнительный анализ вариантов построения систем наземного обслуживания может быть проведен графически.
На рис. 5.1. представлены зависимости стоимости создания КСНО от стартовой массы для четырех основах методов подготовки ЛА: а — горизонтальная сборка ЛА в МИК на ТП с последующей транспортировкой и установкой на ПУ; б — вертикальная сборка ЛА в МИК на ТП и доставка на ПУ; в — сборка ЛА на стартовом устройстве минуя ТП; г — совмещенный метод сборки.
Из анализа графика видно, что при более рациональной оказывается горизонтальная сборка в МИК на ТП с последующей транспортировкой на СП и установкой в вертикальное положение на ПУ.
Выбор рационального принципа структурного построения позволяет определить рациональные методы сборки ЛА различных классов и оптимальный состав основных элементов КСНО при проведении технологического процесса подготовки ЛА.
Для выбранного рационального принципа структурного построения КСНО необходимо определить дислокацию и составить генеральный план размещения основных систем наземного обеспечения.
Требования, предъявляемые к дислокации и планировке КСНО, могут быть сведены в три основные группы.
1. Требования, обусловленные задачами, которые возлагаются на обслуживаемый ЛА. Удовлетворение требований осуществляется определением для каждого класса ЛА масштаба территории и прилегающих районов, а также азимута и широты дислокации КСНО.
2. Требования, характеризующие издержки создания и ввода в строй КСНО. К этим требованиям относятся удовлетворительные характеристики грунта, рельеф местности, уровень грунтовых вод и т. п., а также наличие строительных организаций, строительных материалов, воды, источников энергии, транспортных магистралей.
3. Эксплуатационные требования, к которым относятся метеорологические условия, определяемые перепадом годовых температур, розой ветров, количеством солнечных дней в году, количество гроз и т. п.; плотность населения в зоне размещения КСНО и зоне пусков ЛА; обеспеченность водой, энергией, наличием подъездных путей.
Сооружения на ТП и СП группируются как в соответствии с технологической принадлежностью, так и с учетом требований дислокации по защищенности.
При построении КСНО используется принцип зонирования, в соответствии с которым имеются зоны размещения ПУ, хранения комплектов топлива, вспомогательных производств, а также административно-хозяйственных зданий и другие. При обосновании масштабов этих зон наибольшую значимость имеет опасность крупных аварий, связанных со взрывом.
Задача определения параметров живучести элементов КСНО в общем случае имеет две формулировки:
— определяется минимальное расстояние между элементами КСНО в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны, которую способны выдержать эти элементы.
— определение оптимального соотношения между избыточным давлением во фронте ударной волны и расстоянием между элементами при минимальных затратах и заданной эффективности КСНО.
Для определения избыточного давления во фронте
ударной волны на расстоянии L от эпицентра взрыва можно пользоваться приближенной формулой М.А. Садовского:
, МПа, (5.4)
где — тротиловый эквивалент взрыва, кг; L — расстояние, м.
Из этой формулы можно получить величину безопасного расстояния, на котором должен находиться элемент КСНО от эпицентра:
. (5.5)
где — допустимое избыточное давление, при котором данный элемент КСНО сохраняет работоспособность. Допустимое избыточное давление для некоторых элементов КСНО приведено в табл. 5.1.
Таблица 5.1