Подтверждение качества программного обеспечения (Software Quality Assurance, SQA)
Процессы SQA обеспечивают подтверждение того, что программные продукты и процессы жизненного цикла проекта соответствуют заданным требованиям. Такое подтверждение проводится на основе планирования (planning), постановки <работ> (enacting) и исполнения (performing) набора действий, направленных на то, чтобы качество стало неотъемлемой частью программного обеспечения (см. выше определения качества). Такой взгляд подразумевает ясное и точное формулирование проблемы, а также то, что определены и четко выражены (полны и однозначно интерпретируемы) требования к соответствующему <программному> решению. SQA добивается обеспечения качества в процессе разработки и сопровождения за счет выполнения различных действий на всех этапах <жизненного цикла>, что позволяет идентифицировать проблемы еще на ранних стадиях, которые практически неизбежны в любой сложной деятельности.
Такая идентификация возможна во многих случаях (если даже не в большинстве ситуаций), когда проблема еще является риском и возможно ее предотвращение. Это – задача управления рисками, которое вполне можно было бы вынести в качестве самостоятельной области знаний SWEBOK, в силу уже достаточно большого совокупного опыта не только индустрии ИТ или дисциплины управления проектами. Так или иначе, можно сказать, что уже было подчеркнуто при обсуждении SQM, управление рисками (Risk Management) является серьезным дополнительным инструментом для обеспечения качества программного обеспечения. Однако, ограничиваться упоминанием управления рисками только в контексте SQM было бы неправильно, так как сегодняшнее понимание Risk Management включает в себя не только вопросы предупреждения рисков, но и управление процессом разрешения проблем.
SQA, как это сформулировано SWEBOK, концентрируется на процессах. Роль SQA состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее планирование процессов, дальнейшее исполнение процессов на основе заданного плана и проведение необходимых измерений процессов с передачей результатов измерений заинтересованным сторонам (организационными структурам и лицам).
SQA-план определяет средства, которые будут использоваться для обеспечения соответствия разрабатываемого продукта заданным пользовательским требованиям с максимальным уровнем качества, возможным при заданных ограничениях проекта (т.е., в предлагаемой в данном переводе терминологии – приемлемым уровнем качества). Для того, чтобы этого добиться, в первую очередь необходимо, чтобы цели качества были четко определены и понимаемы (а также, однозначно интерпретируемы, что является обязательным условием любых целей и соответствующих требований). Это, в обязательном порядке, должно быть отражено в соответствующих планах управления <проектом>, разработки и сопровождения. Подробности можно найти в стандарте IEEE 730-02 “IEEE Standard for Software Quality Assurance Plans”.
Конкретные работы и задачи по обеспечению качества структурируются с детализацией требований по их стоимости и ассоциированным ресурсам, целям с точки зрения управления и соответствующим расписанием в контексте целей, заданных планами управления, разработки и сопровождения. SQA-план должен согласовываться с планом конфигурационного управления (см. область знаний “Software Configuration Management”). План SQA идентифицирует документы, стандарты, практики и соглашения, применяемые при контроле проекта, а также то, как эти аспекты будут проверяться и отслеживаться для обеспечения достаточности и соответствия заданному плану. Также, SQA-план идентифицирует метрики, статистические техники, процедуры формирования сообщений о проблемах и проведения корректирующих действий, такие средства (в оригинале SWEBOK используется термин resources), как инструменты, техники и методологии, вопросы безопасности физических носителей (это, скорее, вопрос базовой инфраструктуры проектов, а не SQA-плана), тренинги, а также формирование отчетности и документации, относящиеся к вопросам SQA. Кроме того, SQA-план касается и вопросов работ по обеспечению качества, относящихся к другим типам деятельности, описанным в <различных> планах по созданию программного обеспечения, к которым также относятся поставка, установка, обслуживание (поддержка и сопровождение) заказных и/или тиражируемых/готовых программных решений (commercial off-the-shelf, COTS), необходимых для данного проекта программного обеспечения. Наконец, SQA-план может содержать необходимые для обеспечения качества критерии приемки программного обеспечения и действия по формированию отчетности и управлению <и контролю над> работами.
2.2 Проверка (верификация) и аттестация (Verification and Validation, V&V)
С целью краткости <изложения> (что, не мешало их детализировать достаточным образом, в виде соответствующих "подтем" в рамках формата SWEBOK, так как, будучи тесно связанными и взаимодополняющими, проверка и аттестация все же обладают и самостоятельным содержанием), проверка (верификация) и аттестация – Validation and Verification (V&V*) – рассмотрены в SWEBOK в рамках единой темы. В свою очередь, они являются самостоятельными темами, например, в стандарте жизненного цикла программного обеспечения 12207. Стандарт IEEE 1059-93 “IEEE Guide for Software Verification and Validation Plans” дает такое определение V&V*: “Проверка и аттестация программного обеспечения – упорядоченный подход в оценке программных продуктов, применяемый на протяжении всего жизненного цикла. Усилия, прилагаемые в рамках работ по проверке и аттестации, направлены на обеспечение качества как неотъемлемой характеристики программного обеспечения и удовлетворение пользовательских требований” (здесь и далее, как и при обсуждении SQA, пользовательские требования, скорее, не user requirements в понимании управления требованиями, а потребности пользователей, ради удовлетворения которых создается программное обеспечение).
* здесь и далее в переводе намеренно используется обозначение V&V, как общепринятое в индустрии программного обеспечения
V&V напрямую адресуется вопросам качества программного обеспечения и использует соответствующие техники тестирования для обнаружения тех или иных дефектов. V&V может применяться для промежуточных продуктов, однако, в том объеме, который соответствует промежуточным “шагам” <соответствующих> процессов жизненного цикла.
V&V напрямую адресуется вопросам качества программного обеспечения и использует соответствующие техники тестирования для обнаружения тех или иных дефектов. V&V может применяться для промежуточных продуктов, однако, в том объеме, который соответствует промежуточным “шагам” <соответствующих> процессов жизненного цикла.
Процесс V&V определяет в какой степени продукт (результат) тех или иных работ по разработке и сопровождению соответствует требованиям, сформулированным в рамках этих работ, а конечный продукт удовлетворяет заданным целям и пользовательским требованиям (корректнее было бы говорить не только и, может быть, не столько о “требованиях”, то есть потребностях, сколько об ожиданиях). Верификация – попытка обеспечить правильную разработку продукта (продукт построен правильным образом; обычно, для промежуточных, иногда, для конечного продукта), в том значении, что получаемый в рамках соответствующей деятельности продукт соответствует спецификациям, заданным в процессе предыдущей деятельности. Аттестация – попытка обеспечить создание правильного продукта (построен правильный продукт; обычно, в контексте конечного продукта), с точки зрения достижения поставленной цели. Оба процесса – верификация и аттестация – начинаются на ранних стадиях разработки и сопровождения. Они обеспечивают исследованию (экспертизу) ключевых возможностей продукта как в контексте непосредственно предшествующих результатов (промежуточных продуктов), так и с точки зрения удовлетворения соответствующих спецификаций.
Целью планирования V&V является обеспечение процессов верификации и аттестации необходимыми ресурсами, четкое назначение ролей и обязанностей. Получаемый план V&V документирует и <детально> описывает различные ресурсы, роли и действия, а также используемые техники и инструменты. Понимание различных целей каждого действия в рамках V&V может помочь в точном планировании техник и ресурсов (включая, финансовые), необходимых для достижения заданных целей. Стандарты IEEE 1012-98 “Software Verification and Validation” и 1059-93 “IEEE Guide for Software Verification and Validation Plans” (Appendix A) определяют типичное содержание плана проверки и аттестации.
План также касается аспектов управления, коммуникаций (взаимодействия), политик и процедур в отношении действий по верификации и аттестации и их взаимодействия. Кроме того, в нем могут быть отражены вопросы формирования отчетности по дефектам и документирования требований (конечно, с точки зрения выполнения задач по проверке и аттестации продуктов).