Реализация изменений (Implementing Software Changes)

Предложение, оценка и утверждение изменений (Requesting, Evaluating, and Approving Software Changes)

Контроль программных конфигураций (Software Configuration Control)

Контроль программных конфигураций касается вопросов управления изменениями в течение жизненного цикла программного обеспечения. Он включает процесс определения того, какие именно изменения должны быть сделаны, какие полномочия необходимы для утверждения определенных <типов> изменений, в чем состоит поддержка реализации этих изменений, а также концепцию формального утверждения отклонений от проектных требований, также как и отказа от внесения изменений. Получаемая в результате этого информация полезна для количественной оценки потока изменений, нарушения целостности <системы> и аспектов “переработки” в проекте (в большинстве случаев, по времени, стоимости и усилиям - трудозатратам).

Первый шаг по управлению изменениями контролируемых элементов состоит в определении того, какие именно изменения надо производить. Процесс обработки запросов на изменения (software change request process), представленный на рисунке 5, включает формальные процедуры по предложению (submitting) и записи (recording) запросов на изменения, оценки потенциальной стоимости и влияния предлагаемых изменений, а также принятию, модификации или отказу от внесенных предложений по изменениям. Запросы на изменения элементов программных конфигураций могут вноситься любым лицом в любой точке жизненного цикла и может включать предлагаемые решения и соответствующий уровень приоритетности. Один из источников запросов на изменения состоит в инициировании корректирующих действий в ответ на сообщения о проблемах (problem reports). Вне зависимости от источника запроса, в самом запросе на изменение (software change request, SCR) обычно записывается информация о его типе (например, “дефект” или “заявка на расширение функциональных возможностей”/”пожелание” – enchancement/suggestion).

Рисунок 5. Поток процесса контроля изменений. [SWEBOK, 2004, с.7-7, рис. 5]

Такой подход обеспечивает возможность отслеживания дефектов и сбора метрических показателей о деятельности по обработке и внесению изменений, с группировкой по типу изменений. Как только получен запрос на изменение (SCR), производится техническая оценка (включающая, а иногда и называемая анализом влияний – impact analysis) запрашиваемых изменений для определения масштабов модификаций, необходимых для удовлетворения параметров запрашиваемых изменений (достаточно часто, в результате такого анализа формулируются соответствующие требования, определяющие содержание необходимых работ). Четкое понимание связей между программными (и, возможно, аппаратными) элементами системы является важной составной частью данной задачи. Наконец, органы, обладающие полномочиями, соответствующими затрагиваемой базовой линии, элементам программной конфигурации и природе изменений, должны оценить технические и управленческие (организационные) аспекты внесения запрашиваемых изменений, а также принять, модифицировать, отклонить или отложить предлагаемые изменения.

3.1.1 Совет по конфигурационному контролю (Software Configuration Control Board)

Полномочия по принятию или отклонению предлагаемых изменений обычно возлагаются на <организационную> сущность, называемую совет по конфигурационному контролю - Configuration Control Board (чаще звучит как совет по координации изменений - Change Control Board, CCB). В небольших проектах такие полномочия могут, в действительности, принадлежать лидеру или одному назначенному лицу из числа членов проектной команды. В общем случае может существовать несколько уровней полномочий в части принятия решений в отношении изменений, в зависимости от различных критериев, таких как критичность предлагаемых изменений, их приоритет, природа изменений (например, параметры бюджета или расписания) или текущая точка жизненного цикла. Решения о том, кто именно будет включен в CCB для данной системы (проекта) могут варьироваться, в зависимости от данных критериев. Однако, в CCB всегда должно присутствовать лицо, вовлеченное в организацию конфигурационного управления. В CCB входят все заинтересованные лица, чья роль соответствует уровню CCB. Когда содержание полномочий CCB охватывает только аспекты программного обеспечения, такой совет называется Software Configuration (Change) Control Board – SCCB. Деятельность CCB обычно является объектом аудита качества или оценки.

Учитывая роль управления изменениями в конфигурационном управлении и реальные задачи CCB, более обоснованным выглядит использование именно названия Change Coordination & Control Board – в общем случае звучащий как совет по координации и контролю изменений.

3.1.2 Процесс обработки запросов на изменения (Software change request process)

Эффективный процесс <обработки> запросов на изменения (SCR process) требует использования соответствующих средств поддержки и процедур <для данного вида деятельности>, от “бумажных” форм и документированных процедур (как последовательности действий или сценариев) до программных инструментов, позволяющих отсылать запросы на изменения, выполнять процесс обработки таких запросов (изменять их статус, комментировать, детализировать и т.п.), фиксировать решения, принятые CCB, а также генерировать отчетную информацию по процессу обработки запросов на изменения. Связь между этими средствами и инструментами обработки отчетов об ошибках может существенно облегчить определение решений для обнаруженных проблем.

Обработка различных типов запросов на изменения в отношении разрабатываемых или модифицируемых программных систем, будь то сообщения о проблемах (defect report) или запросы на расширение функциональности (enchancement request), даже при разных процессах принятия решений в отношении их, должны быть объединены в единую систему (в единой базой данных), являющуюся составной и неотъемлемой частью единой среды конфигурационного управления. Только в этом случае можно обеспечить однозначную и актуальную связь между запросами различных типов и другими активами проекта (кодом, документацией, проектными моделями, задачами, ресурсами и т.п.), что позволяет не только получать актуальную информацию в любой момент времени, но и оперативно принимать те или иные (в том числе, управленческие) решения в отношении проекта, основываясь на максимально полном и корректном объеме информации.

SWEBOK отмечает, что описания процессов и соответствующих форм (например, формы сообщения о проблеме) можно найти в большом количестве внешних источников, в частности, указанных непосредственно в библиографии SWEBOK.

Принятые (утвержденные) запросы на изменения (SCR) реализуются используя определенные процедуры, в соответствии с подходящими требованиями в отношении расписания. Если набор утвержденных запросов на изменения может выполняться одновременно, необходимо обеспечить отслеживание того, какие именно SCR реализованы в конкретной версии программного продукта и базовой линии <конфигурации>. Составной частью процесса “закрытия” изменения (по аналогии с closure - “закрытием”, то есть завершением проекта), является аудит(ы) конфигурации(й) и верификация качества программного обеспечения. Это обеспечивает гарантию того, что были внесены только утвержденные изменения. Описанный выше процесс обработки запросов на изменения обычно включает документирование всей информации, связанной с принятым изменением.

Фактическая реализация изменений поддерживается инструментальными средствами соответствующей программной библиотеки (см. выше 2.2 “Программная библиотека”), обеспечивающими управление версиями и поддержку <единого> репозитория кода. Как минимум, эти инструменты должны поддерживать операции chek-in/check-out (помещение в репозиторий/ получение из репозитория) и ассоциированные возможности по контролю версий (например, отметка версии – labeling, сравнение – compare/diff, слияние – merge и т.п.). Более мощные инструменты могут поддерживать параллельную разработку (parallel development) и среду географически распределенной разработки (geographically distributed environment). Эти инструменты могут объявляться (в рамках организации) как отдельные специализированные приложения, целиком находящиеся под контролем независимой SCM-группы (как самостоятельной/выделенной организационной сущности). Наконец, они могут быть столь элементарными, что включают только упрощенный контроль версий, например, на уровне файловой системы операционной среды.

Безусловно, существует широкий спектр, обоснованных функциональных возможностей инструментальных средств, используемых для решения различных задач конфигурационного управления. При этом, при выборе соответствующего инструмента или комплекса инструментов, необходимо точно понимать их функциональную нагрузку, уровень интегрируемости, возможности по адаптации с учетом конкретных процессов жизненного цикла в проектной команде или организации, в целом. Только с учетом этих критериев и других ограничений можно сформировать оптимальное и эффективное решение по программному обеспечению SCM-процесса в том объеме, который обоснован в каждом конкретном случае.