Языки конструирования (Construction Languages)

Проектирование в конструировании (Construction Design)

Практические соображения (Practical Considerations)

Конструирование – деятельность, в рамках которой программное обеспечение приводится к соглашению с произвольными (иногда - хаотическими) ограничениями реального мира, которые требуют от программного обеспечения точного следования им. Приближаясь к ограничениям реального мира, конструирование (в большей степени, чем любая другая область знаний) ведется на основе практических соображений и техник.

Некоторые проекты предполагают больший объем работ по проектированию именно на стадии конструирования; другие проекты явно выделяют проектную деятельность в форме фазы дизайна. Вне зависимости от четкости выделения деятельности по проектированию, как таковой, практически всегда на стадии конструирования приходится заниматься и вопросами детального дизайна системы. Такие проектные работы имеют стремление к следованию устойчивым ограничениям, навязываемым конкретными проблемами, решение которых должно быть обеспечено использованием конструируемой программной системы.

Детали деятельности по проектированию на стадии конструирования в основном те же самые, что и описанные в области знаний “Проектирование программного обеспечения” (Software Design). Отличие заключается в большем внимании деталям.

Языки конструирования включают все формы коммуникаций, с помощью которых человек может задать решение проблемы, выполняемое на компьютере.

Простейший тип языков конструирования – конфигурационный язык (configuration language), позволяющий задавать параметры выполнения программной системы.

Инструментальный язык (toolkit language) – язык конструирования из повторно-используемых элементов; обычно строится как сценарный язык (script), выполняемый в соответствующей среде.

Язык программирования (programming language) – наиболее гибкий тип языков конструирования. Содержит минимальный объем информации о конкретных областях приложения и процессе разработки, требуя больше всего (по сравнению с другими типами языков конструирования) усилий на изучение и наработку опыта для эффективного применения при решении конкретных задач.

Существует три основных вида нотаций используемых при определении языков программирования:

  • лингвистическая
  • формальная
  • визуальная

Лингвистические нотации характеризуются, в частности, использованием строк текста, содержащих специализированные “слова”, представляющие сложные программные конструкции, и комбинируемые в шаблоны, напоминающие предложения, построенные в соответствии с определенным синтаксисом. В случае корректного использования таких нотаций, каждая получаемая строка обладает строгой смысловой нагрузкой (семантикой), обеспечивающей интуитивное понимание того, что будет происходить когда будет выполняться программное обеспечение, построенное с использованием такого языка конструирования.

Формальные нотации являются менее интуитивными, чем лингвистические, и часто базируются на точных формальных (математических) определениях. Формальные нотации конструкций и формальные методы являются ядром практически всех форм системного программирования, точнее – поведения систем во времени. Такие нотации обеспечивают наибольшую готовность получаемого кода к тестированию, что намного важнее, чем просто возможность отображения на обычный человеческий язык. Формальные конструкции также используют точный метод определения комбинаций применяемых символов, что позволяет избежать неоднозначностей, присущих конструкциям естественных языков.

Визуальные нотации наименее связаны с текстово-ориентированными подходами, предполагая непосредственную интерпретацию визуальных конструкций в процессе исполнения описываемой логики. При этом логика в визуальных нотациях задается расположением соответствующих визуальных сущностей, ответственных за те или иные операции и структуры данных.

Использование визуальных конструкций ограничено сложностью визуального представления сложных выражений и утверждений только за счет перемещения визуальных сущностей на диаграмме (визуальном представлении). Однако, визуальная нотация может играть роль достаточно мощного инструмента, когда применяется в тех задачах программирования, где необходимо построение пользовательского интерфейса для программ, чья логика. Детализированное поведение определено ранее.

Сегодняшние работы (и их состояние) в области архитектур и приложений, управляемых моделями, в первую очередь - OMG MDA (Model-Driven Architecture www.omg.org/mda)/UML (Unified Modeling Language www.omg.org/uml), Microsoft DSL (Domain-Specific Language), направлены на то, чтобы использовать ту или иную визуальную нотацию, базирующуюся на мета-моделях, в качестве инструмента, применяемого и для определения функциональной логики системы. Можно ли в чистом виде считать эти нотации именно визуальными - вопрос спорный. Но в терминах, предлагаемых SWEBOK, они относятся именно к визуальным нотациям, так как предполагают однозначную интерпретацию визуального представления в виде текста и наоборот. Кроме того, исторически эти нотации определялись изначально как нотации визуального представления функциональности и уже в дальнейшем эти визуальные представления были отражены на цровне соответствующих мета-моделей (хотя это в большей степени верно для UML, чем DSL, но DSL можно рассматривать и как аналог UML, предполагающий бОльшую свободу применений и интегрированность с конкретной платформой - Microsoft). Другая область стандартов, направленных на применение визуальных нотаций для описания функциональности – Business Process Management Notation (BPMN - www.omg.org/bpmn) и связанный с ней язык Business Process Execution Language, построенный на базе XML. Таким образом, область обоснованного применения визуальных нотаций для конструирования программных систем качественно расшириться и, не исключено, мы станем свидетелями de-facto формирования новой категории нотаций, соглашений и смешанных типов языковых средств, предназначенных для конструирования программного обеспечения как естественного продолжения проектирования.