Измерения в конструировании (Construction Measurement)
Планирование конструирования (Construction Planning)
Выбор метода (методологии) конструирования является ключевым аспектом для планирования конструкторской деятельности. Такой выбор значим для всей конструкторской деятельности, а также необходимых условий её осуществления, определяя порядок соответствующих операций и уровень выполнения заданных условий перед тем как начнется конструирование или составляющие его действия. Например, модульное тестирование в ряде методов является частью работ, после написания соответствующего функционального кода, в то время, как ряд гибких (agile) практик, например, XP (кстати, первыми начавшие использовать такие методы верификации кода), требуют написания Unit-тестов до того, как пишется соответствующий код, требующий тестирования.
Используемый подход к конструированию влияет на возможность уменьшения (в идеале - минимизации) сложности, готовности к изменениям и конструировании с возможностью проверки.
Планирование конструкторской деятельности определяет порядок, в котором создаются компоненты и другие активы данной области знаний (фазы деятельности), проводятся работы по обеспечению качества получаемого программного обеспечения, распределяются* задачи и соответствующие ресурсы, в том числе, определяются назначения/отображения работ конкретным инженерам-программистам, членам проектной группы. Все это, конечно, происходит, следуя правилам, определяемым используемым методом (методологией, практиками и т.п.).
*Заметьте – не распределяют, а распределяются, подразумевая процесс, приводящий к обеспечению явной связи между задачей и ресурсами. В нечетко регламентированных (это ни в коем случае не ругательство, это определение – ведь существует же понятие нечёткая логика, неструктурированные базы данных, например, в отношении нереляционных систем и т.п.) и неформальных методах, таких, как XP, члены проектной группы сами принимают на себя ответственность по решению определенных задач, а “владение” кодом является совместным на основе сотрудничества, как одного из ключевых принципов работы проектной команды.
Большая часть результатов, да и самой деятельности по конструированию программного обеспечения, может быть измерена, в том числе - количественно. Это и исходный разработанный код, и модифицированный объем кода, и степень повторного использования, и многие другие характеристики. Эти измерения, или как их еще принято называть – результаты аудита кода и метрики кода, несут большую пользу как для оценки рисков и качества (приводящих к соответствующим операциям по снижению рисков и повышению качества), а также, для управления конструированием и программными проектами, в целом. О каком планировании может идти речь, если мы не способны предсказать (например, на основе оценки результатов предыдущих проектов) ни длительность работ, ни стоимость отдельных задач, ни вероятность возникновения дефектов против заданных параметров приемлемого качества?
Код является одним из наиболее четко детерминированных активов проекта (постепенно такими становятся и модели, строящиеся на основе структур метаданных, и тесно связанные с кодом - например, UML). Код является и самим носителям требуемой функциональности. Соответственно, применение измерений в отношении кода становится тем инструментом, который влияет и на управление и на сам код.
Последнее время, большое внимание многие профессиональные разработчики, то есть инженеры-конструкторы программного обеспечения, уделяют рефакторинг кода, как методы его реструктурирования, призванные без изменения содержания (то есть функциональности и функциональной целостности) обеспечить решение задач минимизации сложности, готовности к изменениям (гибкости), прозрачности документирования и многих других актуальных аспектов конструирования. Но, к сожалению, многие забывают о необходимости мотивированности изменений, даже на уровне рефакторинга. Применение измерений, в частности, метрик, позволяет определить необходимость внесения таких изменений, проведения рефакторинга. И не потому что “так, наверное, будет всё же лучше, красивше...”, а потому, что в иерархии наследования из 10 поколений классов – 9 являются абстрактными (“из любви к искусству”), а на 10-м (в силу превышений сроков проекта, после того, как долго и “в кайф” создавали архитектурно-красивый код) “повешено” 20 (!) бизнес-методов. Вот это – действительно обоснованная причина для рефакторинга, который, даже с применением самых совершенных инструментальных средств, вместе с обдумыванием необходимости рефакторинга, а потом, иногда, и борьбой с его последствиями из-за несогласованности членов команды (а это уже жизнь, даже в самом идеальном коллективе, где люди понимают друг друга с полуслова) часто является просто тратой времени. Если применяется рефакторинг, но не применяются метрики – в подавляющем большинстве случаев, это отрицательно влияет на проект. И таких примеров работ, требующих применения измерений, но, к несчастью, игнорирующих их, можно приводить достаточно долго. Вы, наверняка, сами можете рассказать на эту тему много примеров из жизни.
Почему “авторизованный перевод” этой темы SWEBOK оказался столь эмоционален? Практика автора показывает, что в погоне за “красотой”, разработчики слишком часто забывают о цели их работы и воспринимают деятельность по управлению проектами (не буду спорить, иногда лишь формальную, для “прикрытия” всего, что только можно …) со стороны менеджеров и, тем более, любой аудит – как однозначную помеху “полёту мысли”. Зря. Если все именно так обстоит в вашем случае – проект, с большой вероятностью, а иногда и просто, “если не случится чудо”, можно считать пусть и не провальным (“фуух... не закрыли....”), то, наверняка, выйдущим за рамки тех или иных ограничений, будь то сроки, деньги, качество или, наконец, время, которое разработчик мог провести с семьей. И не сидеть ночью, дописывая функциональность или отлавливая очередную ошибку за несколько дней до передачи проекта в эксплуатацию. Все эти вопросы преследуют одну единственную цель – предсказуемость работ и результата. И измерения – важный инструмент достижения этой цели.
Область знаний “Software Engineering Process” уделяет специальное внимание вопросам измерений при создании программного обеспечения.