Назначение и структура стартовой позиции
Назначение и структура технической позиции
Техническая позиция представляет собой подготовленный в инженерном отношении земельный участок, на котором располагается комплекс зданий и сооружений с общетехническим и специальным технологическим оборудованием, предназначенный для приема, хранения, сборки, испытаний ЛА и полезных грузов, а также для проведения проверок и регламентных работ с ними.
Техническая позиция занимает промежуточное положение между заводом, на котором изготавливается ЛА, и стартовой позицией, которая является заключительным звеном в одном цикле подготовки ЛА к пуску. На ТП проводятся операции по укомплектованию ЛА и полезных грузов, а также осуществляются автономные и комплексные испытания, заправка объектов компонентами топлива и сжатыми газами, стыковка блоков в единую систему ЛА и подготовка ее к транспортировке на стартовую позицию.
Здания и сооружения ТП оснащаются не только специальным технологическим оборудованием для проведения работ, связанных с предстартовой подготовкой ЛА, но и техническими системами, обеспечивающими нормальные условия для жизнедеятельности и работы обслуживающего персонала. Все они соединяются между собой густой сетью транспортных коммуникаций в виде железнодорожных путей, дорог с твердым покрытием, а в случае необходимости и водными каналами. Обычно в непосредственной близости от ТП строится взлетно-посадочная полоса для приема и отправки транспортных самолетов с ЛА на борту. Для транспортировки собранного ЛА с ТП на СП прокладываются дороги, и используется специальное транспортное оборудование.
Расстояние между ТП и СП определяется условиями безопасности при аварийных ситуациях или при возможном нападении. Однако при этом учитывается и то обстоятельство, что уменьшение этого расстояния, во-первых, сокращает сроки и расходы, связанные со строительством специального пути для транспортно-установочного агрегата, во-вторых, уменьшает время транспортировки ЛА с технической позиции на стартовую, что позволяет исключить применение при транспортировке средств термостатирования.
На состав и структуру элементов КСНО ТП значительное влияние оказывают класс и конструктивно-компоновочная схема ЛА, а также технологические принципы, положенные в основу сборки и подготовки ЛА к полету.
Технические позиции, предназначенные для обслуживания ЛА легкого и среднего классов, занимают относительно небольшие площади, а их сооружения невелики по размерам и универсальны по назначению. Такая ТП состоит из ряда рабочих зон, расположенных в соответствии с технологическим планом технического обслуживания и подготовки ЛА данного типа. Эти рабочие зоны оборудованы различными подъемными, транспортными, контрольно-проверочными и другими устройствами и приспособлениями.
С завода-изготовителя ЛА поступает на площадку, где осуществляются контроль функционирования бортовой аппаратуры и предварительная зарядка воздушных баллонов. После этого ЛА перевозится на площадку, где навешиваются стабилизаторы и устанавливаются пиротехнические средства.
Если ЛА поступает на ТП в неснаряженном состоянии, то на этой площадке производятся их расстыковка и снаряжение с использованием подъемно-перегрузочных и снаряжательных средств.
Снаряженные ЛА перекладываются с транспортных стыковочно-монтажных тележек на транспортно-загружающие машины и перевозятся на место хранения готовых аппаратов, где осуществляется дозаправка воздушных баллонов до нормального давления. Полностью подготовленные и зачехленные аппараты хранятся на площадке на транспортно-загружающих машинах и по мере надобности доставляются на стартовую позицию.
Основное оборудование, применяемое на технической позиции типового комплекса ЛА класса «поверхность-воздух», можно разделить на следующие группы: транспортно-погрузочные средства; контрольно-испытательная аппаратура для проверки бортовых систем ЛА; снаряжательные средства; средства заправки ЛА данного типа воздухом.
К транспортно-погрузочным средствам относятся:
— автопоезд, состоящий из тягача и полуприцепа, оборудованного комплектом специальных приспособлений для крепления транспортируемого груза и укрытия его от атмосферных осадков;
— автокран, предназначенный для подъема и перекладки ЛА, а также используемый при ремонтных работах и снаряжательных операциях;
— транспортно-установочная машина, используемая для перевозки ЛА на СП и его установки на пусковое устройство. Транспортно-установочная машина оборудована устройствами для питания систем обогрева бортовых батарей, для освещения механизмов и звуковой сигнализации контроля рабочих операций.
Транспортная стыковочно-монтажная тележка предназначена для транспортировки отдельных блоков ЛА и их снаряжения. Она оборудована ложементами, позволяющими надежно закреплять отдельные отсеки.
Контрольно-испытательная аппаратура для проверки бортовых систем ЛА монтируется на самоходном шасси и называется контрольно-испытательной передвижной станцией (КИПС). В состав КИПС входят источники питания бортового оборудования ЛА; центральный распределительный щит с комплектом кабелей; пульт комплексной проверки электрических цепей; пульт для проверки и контроля аппаратуры автопилота; устройства для проверки аппаратуры радиоуправления; пневмооборудование для подачи в пневмосистему ЛА воздуха от воздухозаправщика.
К снаряжательным средствам относится стенд осмотра твердых топлив, который представляет собой стол с поворотной консолью и кареткой для подвески приспособлений.
Снабжается ЛА воздухом с помощью универсального воздухозаправщика, который смонтирован на автоприцепе.
Обслуживание тяжелых и сверхтяжелых ЛА осуществляется на технических позициях, занимающих площади в несколько квадратных километров и имеющих монтажно-испытательные корпуса площадью в сотни тысяч квадратных метров. Для выполнения всех технологических операций по приему с заводов-изготовителей блоков и отдельных узлов; по сборке их в единую систему; по проведению автономных и комплексных испытаний; по заправке объектов высококипящими компонентами топлива; по зарядке и хранению ботовых и наземных химических источников тока, а также по подготовке к транспортировке ЛА на СП тяжелых ЛА имеются следующие здания и сооружения:
— монтажно-испытательный корпус (МИК) для ЛА и полезных грузов;
— заправочная станция;
— компрессорная с ресиверной;
— зарядно-аккумуляторная станция;
— хранилище ЛА;
— хранилище монтажно-стыковочного и подъемного-установочного оборудования;
— подъездные пути с разгрузочными площадками;
— сооружения со средствами энергоснабжения, вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, системами пожаротушения, связи и т. д.
— административные и служебные здания.
На ТП для ЛА с твердотопливными ускорителями и пороховыми двигателями расположены хранилище пороховых зарядов (помещение для пиротехнических устройств) и здание пристыковки твердотопливных ускорителей. Обычно эти сооружения выделяются в отдельную зону, так называемую пиротехническую позицию. Технологические принципы, положенные в основу сборки и подготовки ЛА к полету, являются определяющими при выборе схемы структурного построения технической позиции. Если сборка ЛА осуществляется на СП, на ТП производятся только подготовка и испытания отдельных элементов и систем. Роль ТП в этом случае минимальная. Если сборка ЛА и комплексные испытания осуществляются на ТП, значительно увеличивается число зданий, усложняются сооружения и оборудование, необходимое для проведения этих ответственных операций, и роль ТП при этом существенно возрастет.
Рассмотрим более подробно назначение, состав и структуру основных зданий и сооружений ТП, необходимых при использовании различных технологических принципов подготовки ЛА тяжелого класса к пуску.
Монтажно-испытательный корпус (МИК) является основным сооружением ТП, включающим комплект оборудования, который предназначен для приема с завода-изготовителя ступеней, блоков и отдельных узлов ЛА; их разгрузки; расконсервации и хранения, горизонтальной или вертикальной сборки ЛА; автономных и комплексных испытаний; проверки на герметичность; пристыковки головных блоков и перегрузки на транспортные средства для доставки на СП. Монтажно-испытательный корпус, предназначенный для сборки ЛА в вертикальном положении на стартовой платформе, называется зданием вертикальной сборки. В зависимости от количества одновременно подготавливаемых ЛА и их конструктивно-компоновочных схем МИК могут быть как однопролетными, так и многопролетными. Каждый пролет МИК предназначается для подготовки одного ЛА и оснащается всевозможным технологическим оборудованием, состав и структура которого зависят от характеристик обслуживаемого ЛА и принципов, положенных в основу его подготовки.
Для обеспечения высокого качества работ и безопасности обслуживающего персонала в состав МИК входят следующие агрегаты и системы:
— подъемно-перегрузочное оборудование, грузоподъемность которого зависит от принятой технологии работ;
— электросиловое оборудование, предназначенное для питания наземной аппаратуры;
— общетехническое оборудование для поддержания определенного температурно-влажностного режима, необходимого для нормальной работы обслуживающего персонала и функционирования электронной, вакуумной и другой аппаратуры;
— система обеспечения сжатыми газами и пневмовакуумное оборудование для пневматических испытаний отдельных блоков ЛА, зарядки бортовых баллонов и проверки герметичности коммуникаций и отсеков;
— контрольно-испытательные системы, которые включают в себя пульты систем управления, наведения, телеметрии и контроля, предназначенные для автономных проверок отдельных узлов и комплексных испытаний, проводимых для определения правильности функционирования всех систем ЛА в целом;
— система наземного электроснабжения спецтоками, предназначенная для обеспечения постоянным токов и током нестандартной частоты систем управления и измерений и включающая преобразователи, токораспредительные устройства, пульты дистанционного управления и т. п.;
— транспортные системы и магистрали для перемещения отдельных блоков ЛА из одного пролета в другой внутри МИК и доставки собранного аппарата на СП.
Все сборочные работы в МИК производятся с помощью монтажно-стыковочного оборудования, обеспечивающего требуемую точность и надежность выполняемых операций.
Монтажно-испытательный корпус полезных грузов предназначен для обслуживания и испытаний полезных грузов и головных блоков ЛА. Он может представлять собой либо часть МИК ЛА, либо отдельное здание, обычно значительно уступающее по размерам МИК ЛА и состоящее из одного или нескольких залов. Высота этого корпуса определяется габаритами головных блоков ЛА и способом их сборки.
Состав и структура контрольно-испытательной аппаратуры и технологического оборудования МИК полезных грузов зависят от объема и сложности работ, проводимых при приеме с заводов-изготовителей, хранении, нагрузке и выгрузке, проверки на герметичность и сборке полезных грузов и головных блоков.
Так, МИК, предназначенные для обслуживания космических объектов, должны удовлетворять повышенным требованиям к чистоте, поскольку пыль, грязь или посторонние предметы, попавшие в космический объект, в космосе, в состоянии невесомости, вызывают серьезные помехи в работе аппаратуры и жизнедеятельности членов экипажа. Поэтому доступ в МИК космических объектов обычно осуществляется через так называемую камеру чистоты.
Заправочная станция (ЗП) служит для заправки космических объектов и разгонных ступеней ЛА высококипящими компонентами топлива и сжатыми газами. На станции производят заправку горючим, окислителем и газами (азотом, гелием и др.) маршевых, тормозных и двигателей орбитального маневрирования, а также баков последних разгонных ступеней ЛА.
Заправочная станция представляет собой отдельный комплекс сооружений, расположенный на значительном удалении от других объектов ТП и включающий хранилища компонентов топлива и сжатых газов, насосную станцию, дозаторную, пультовые, холодильный центр и другое оборудование, необходимое для проведения заправочных операций. Заправочная станция оборудуется системами вентиляции, промстоков, пожаровзрывобезопасности, стойкими к воздействию агрессивных компонентов и их паров. Хранилища компонентов топлива обычно размещаются на безопасном расстоянии в отдельных сооружениях, соединенных с ВС системой подающих трубопроводов.
Компрессорная станция предназначена для производства, хранения и распределения сжатого воздуха, азота и гелия и представляет собой специальное сооружение, в котором размещаются преобразовательно-компрессорное оборудование, насосы и газификаторы, фильтровально-осушительные установки и распределительные щиты. В состав компрессорной станции входят баллонные батареи для накопления и хранения сжатых газов, называемые ресиверной.
Через систему распределительных устройств сжатые газы по магистралям высокого давления подаются в МИК и хранилище СП. Коллекторы и баллоны ресиверной оснащаются предохранительными клапанами и разрывными мембранами на случай аварийного повышения давления.
Для дистанционного управления выдачи сжатых газов из секций ресиверной и подачи их на ТП и СП служат электропневмоклапаны, смонтированные в пневмощитах. Основной арматурой пневмосистем являются газовые редукторы, предохранительные клапаны, электропневмоклапаны и вентили.
Зарядно-аккумуляторная станция служит для подготовки и зарядки аккумуляторных батарей, используемых в качестве бортовых источников электропитания полезных грузов и ЛА. Эта станция используется также для зарядки аккумуляторных батарей, заключающейся в проведении нескольких циклов “заряд-разряд”, что способствует принятию большего запаса электроэнергии.
Зарядно-аккумуляторная станция — это, как правило, отдельное помещение или здание с системами, обеспечивающими приготовление и заливку электролита, заряд и разряд батарей, их контроль перед установкой на борт ЛА, а также со специальным холодильным оборудованием для уменьшения саморазряда батарей.
Хранилища агрегатов систем наземного обеспечения и ЛА представляют собой специально оборудованные помещения, предназначенные для хранения элементов КСНО или полностью собранных ЛА в условиях, обеспечивающих готовность их к немедленному применению по назначению.
Обычно ЛА хранятся на транспортно-загрузочных машинах или специальных тележках, на которых они доставляются в хранилище. Все хранилища оборудуются подъемно-перегрузочными механизмами для погрузочных работ, а также системами поддержания температурно-влажностного режима для исключения резких перепадов температур, что особенно важно при хранении твердотопливных ЛА.
Здание пристыковки твердотопливных ускорителей служит для сборки и подстыковки твердотопливных ускорителей к ЛА и представляет собой упрощенное здание вертикальной сборки с необходимым комплектом специального технологического оборудования. Все системы здания пристыковки твердотопливных ускорителей должны быть взрывобезопасными и тщательно заземленными. Поскольку расходы, связанные со строительством такого сооружения, велики, то для пристыковки твердотопливных ускорителей иногда используется МИК ЛА при соблюдении необходимых мер безопасности.
Стартовая позиция представляет собой подготовленный в инженерном отношении земельный участок с комплексом зданий и сооружений с общетехническим и специальным технологическим оборудованием, предназначенный для приема с ТП, проведения технических проверок, предстартовой подготовки и пуска ЛА.
На СП проводятся заключительные операции, связанные с подготовкой и проведением пуска ЛА, а также снятие ЛА с пускового устройства в случае несостоявшегося запуска. Основными из этих операций являются:
— установка ЛА на пусковое устройство;
— предстартовые проверки ЛА и полезного груза;
— заправка (в случае необходимости) компонентами топлива и сжатыми газами;
— наведение ЛА;
— термостатирование;
— пуск;
— контроль за параметрами предстартовой подготовки;
— слив компонентов топлива и снятие ЛА с пускового устройства в случае несостоявшегося запуска.
Состав и структура элементов КСНО на СП зависят от класса и конструктивно-компоновочной схемы ЛА, для обслуживания которого предназначена данная стартовая позиция; от технологических принципов, положенных в основу подготовки ЛА к пуску, от характера полезной нагрузки и планируемого количества запусков в заданный промежуток времени.
Так, для ЛА легкого класса СП представляет собой спланированный участок местности с расположенным на нем подвижным пусковым оборудованием, в состав которого входят проверочно-пусковые системы, подъемно-транспортные агрегаты, аппаратура контроля и управления, а также вспомогательные машины.
На практике нет строгого разделения функций между технической позицией и стартовой ЛА легкого класса. В зоне расположения СП могут находиться не только системы предстартовой подготовки ЛА, но и оборудование для проведения восстановительных работ, а также хранилища с подготовленными ЛА. Такое расположение зоны ремонта хотя и неудачно с точки зрения технологичности, однако обладает рядом преимуществ в плане живучести и готовности ЛА к пуску при нарушении связи ТП или ее поражении, поскольку расстояние между ТП и СП выбирается из условий невозможности одновременного вывода их из строя в случае нападения или аварии.
В состав СП, предназначенных для обслуживания ЛА тяжелого и сверхтяжелого классов, входит большое количество сложных строительных сооружений заглубленного или полузаглубленного типа, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, что связано с защитой их от избыточного давления возможного взрыва и акустического воздействия при работе двигательной установки ЛА на стартовом устройстве.
В зависимости от технологической схемы, положенной в основу подготовки ЛА к пуску, такие СП оснащаются разнообразным спецтехническим и общетехническим оборудованием, таким, как:
— пусковые устройства для приема и удержания ЛА в положении для пуска, обеспечения подвода к нему электрических, заправочных, пневматических, дренажных и других коммуникаций, проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска;
— транспортные агрегаты для доставки ЛА и их отсеков с ТП на СП и транспортировки их в пределах СП;
— подъемно-установочные устройства для подъемно-перегрузочных работ при транспортировке, сборке и обслуживании ЛА, а также для установки и сборки ЛА на пусковом устройстве и снятия ЛА в случае несостоявшегося пуска;
— средства обслуживания работ, необходимость в проведении которых возникает в ходе предстартовой подготовки, для обеспечения доступа обслуживающего персонала к отсекам ЛА, находящегося в вертикальном положении, и для удобного подхода к местам стыковки наземных коммуникаций с бортовыми системами;
— заправочные системы для транспортировки, хранения и выдачи дозы на борт ЛА компонентов топлива и сжатых газов, а также слива топлива в случае несостоявшегося запуска;
— системы термостатирования для обеспечения заданного теплового режима элементов ЛА и поддержания необходимой температуры компонентов топлива;
— система дистанционного и автоматического управления технологическими операциями предстартовой подготовки;
— система вертикализации и наведения ЛА по азимуту;
— электросиловое оборудование для питания бортовых систем ЛА, находящегося на пусковом устройстве, а также системы наземного обеспечения спецтоками;
— контрольно-испытательная аппаратура для контрольно-проверочных испытаний приборов, агрегатов и систем ЛА;
— проверочно-пусковое оборудование для предстартовой подготовки и подачи команды на пуск;
— вспомогательные системы для пожаротушения и нейтрализации компонентов топлива, проведения вспомогательных операций, возникающих в процессе предстартовой подготовки ЛА и аварийных ситуациях;
— система водоснабжения для обеспечения водой общетехнических и специальных технологических сооружений, а также для хозяйственных нужд;
— система промышленных стоков для сбора и отвода за пределы стартовой позиции загрязненных сточных вод, их очистки и обезвреживания перед сбросом в водоемы;
— системы отопления, вентиляции и газового анализа для создания нормальных условий работы обслуживающего персонала и основных элементов ЛА и КСНО;
— средства грозозащиты для предохранения ЛА, стоящего на пусковом устройстве, и высотных элементов КСНО;
— средства связи для переговоров обслуживающего персонала и получения команд от руководителя работ по подготовке ЛА.
Стартовые позиции в зависимости от количества пусковых устройств, одновременно обслуживаемых системами наземного обеспечения данной СП, могут быть как одиночными (или одноканальными), так и многоканальными. Многоканальные СП позволяют проводить серию пусков одновременно или через малые промежутки времени.
Характер работ и последовательность предполетной подготовки ЛА различного класса имеют многие общие черты и различаются лишь продолжительностью операций, техническими средствами их обеспечения и некоторой спецификой, вызванной особенностями конструкции ЛА. Это объясняется тем, что, независимо от метода подготовки, цель всех выполняемых операций — обеспечение полета ЛА.
На СП выполняются следующие основные операции:
Установка ЛА на место запуска. С помощью установщика (транспортно-установочного агрегата, установщика лафетного типа и т. д.) ЛА занимает полетное положение так, чтобы он оказался над пусковой системой. Затем механизмами пусковой системы или установщика (или и того и другого) ЛА сближается до соприкосновения опорных элементов с опорами пусковой системы. Масса ЛА передается на пусковую систему, и ЛА закрепляется специальными приспособлениями, после чего захваты установщика разводятся и его стрела опускается в исходное положение.
Если ЛА доставляется на предполетную позицию в вертикальном положении на пусковой системе с помощью транспортера, то эта часть вместе с ЛА опускается на опоры пускового стенда с помощью гидродомкратов транспортера. После закрепления платформы транспортер с помощью тех же домкратов опускается и выходит из-под платформы.
При «фиксированном» методе подготовки системы ЛА к запуску она доставляется на предполетную позицию в виде блоков и собирается на пусковой системе. В этом случае установка блока ввертикальное положение и сборка ЛА выполняются с помощью кранов или башен обслуживания. Технология дальнейших работ с собранной системой ЛА такая же, как и при других методах подготовки.
Ориентация ЛА.Ориентация ЛА заключается в установке ее в вертикальное положение и, при необходимости, повороте по азимуту. Эта установка осуществляется с помощью опор или гидродомкратов пусковой системы.
Поворот по азимуту ранее производился с помощью поворотного круга пусковой системы. Обычно он выполняется сразу после установки ЛА на пусковую систему до заправки, так как последующее подведение средств обслуживания, кабель-заправочных башен, кабель-мачт с коммуникациями (в особенности, если они размещены не на поворотном круге) обычно исключает возможность поворота. Кроме того, заправка увеличивает массу ЛА, требует наличия более мощного поворотного механизма, что нецелесообразно. Контроль и точность установки в вертикальное положение и поворота ЛА обеспечиваются оптическими приборами и электронными системами ориентации.
Подвод агрегатов обслуживания и подключение связей.Для проведения дальнейших работ к ЛА подводятся агрегаты обслуживания и подстыковываются пневматические, заправочные, дренажные и электрические коммуникации. Агрегаты обеспечивают доступ обслуживающего персонала к различным ярусам, подачу приборов и оборудования, а также защиту персонала от метеорологического воздействия (ветра, осадков, солнечной радиации). Некоторые агрегаты имеют закрытые площадки, снабженные установками для кондиционирования воздуха.
Пневматические коммуникации подстыковываются к наземным частям пневмоколодок, установленных на ЛА, заправочные и дренажные шланги — к заправочным и дренажным горловинам и бортовым разъемным соединениям, электрические кабели — к бортовым штепсельным разъемам и платам.
Если коммуникации отстыковываются заблаговременно (регламентные кабели, кабели проверочной аппаратуры, заправочные и дренажные шланги высококипящих компонентов топлива и т. д.), их прокладывают по башням обслуживания, фермам и другим агрегатам, которые отводятся за определенное время до пуска ЛА, если же коммуникации обеспечивают последние предполетные операции и проведение запуска, то их подводят к ЛА через кабель-заправочные башни, кабель-мачты и механизмы, расстыковываемые ходом ЛА при запуске. При этом на кабель-заправочных башнях и кабель-мачтах связи “земля—борт” могут прокладываться по площадкам и фермам, которые отводятся от ЛА поочередно в разное время.
Некоторые системы ЛА доставляются на предполетную позицию с пристыковыванными наземными коммуникациями и кабель-мачтами (в частности, при транспортировке ЛА в вертикальном положении вместе с ним доставляется кабель-заправочная башня). В этом случае возникает необходимость лишь в состыковке с ответными частями, расположенными в наземных сооружениях (например, коммуникаций платформы с ответными частями пускового стенда).
Предполетные проверки аппаратуры и систем ЛА.Предполетные проверки проводятся с помощью проверочно-пускового оборудования и включает в себя автономные и комплексные испытания.
Автономные испытания — это испытания отдельных систем, агрегатов ЛА и наземного оборудования для проверки правильности их функционирования. Комплексные испытания — совокупность операций, проводимых для проверки правильности функционирования всех систем ЛА и наземного оборудования. При комплексных испытаниях в наземных условиях имитируется предполетная подготовка запуска и полета ЛА. Важной особенностью всех этих испытаний является проверка правильности и надежности стыковки коммуникаций.
Результаты испытаний записываются телеметрическими системами и многоканальными регистраторами. После расшифровки и анализа результатов система ЛА заправляется компонентами топлива и сжатыми газами.
Заправка ЛА компонентами топлива и сжатыми газами. Операции заправки относятся к числу необратимых процессов, т. е. после них обязательно должен быть запуск ЛА. Строго говоря, понятие «заправка» может быть применено только к заправке агрессивными токсичными компонентами, так как в случае несостоявшегося пуска компоненты должны быть слиты, ЛА снят с пусковой системы и отправлен для переборки на техническую позицию. Однако и при использовании неагрессивных и нетоксичных компонентов отмена пуска влечет за собой необходимость проведения трудоемких регламентных и профилактических работ. Заправляться ЛА может одновременно всеми компонентами топлива и сжатыми газами, если среди них нет самовоспламеняющихся. При их наличии применяется последовательная заправка с целью исключения возможности смещения случайно пролитых компонентов, при этом обычно сначала заправляются криогенными компонентами нижние баки (как наиболее длительная и опасная операция), затем верхние баки, затем заправляются все ступени горючим и сжатыми газами.
Баллоны и емкости ЛА заправляются сжатыми газами в два приема: вначале предварительная зарядка, затем — после выравнивания температуры и давления газа — дозарядка.
Термостатирование элементов систем ЛА. Термостатирование приборов ЛА, двигателей системы аварийного спасения и других элементов ЛА производится, как правило, в течение всего времени нахождения на предполетной позиции.
Воздушная система обеспечения теплового режима подключается сразу же после установки ЛА в исходное положение и отключается одной из последних, перед отводом башни (фермы) обслуживания. На некоторых предполетных комплексах термостатирование ведется и во время установки ЛА в исходное положение.
Жидкостная система обеспечения теплового режима подключается после установки ЛА в исходное положение и отключается перед отводом агрегатов обслуживания. В некоторых случаях она прокладывается по кабель-заправочной башне (мачте). Термочехлы для двигательной установки системы аварийного спасения и твердотопливных ускорителей, надеваемые на ТП, снимаются обычно также перед отводом агрегатов обслуживания.
Запуск ЛА. Запуску ЛА предшествуют отстыковка и отвод заправочных коммуникаций (некоторые из этих операций выполняются ранее), отвод агрегатов обслуживания на безопасное расстояние. Перед запуском весь обслуживающий персонал покидает предполетную позицию и может находиться только в центре управления полетом.
После набора готовностей всех систем на пульте запуска дается команда. Ключ устанавливается в положение «Запуск», и нажатием кнопки включается автоматическая схема запуска.
При возникновении неисправностей и аварийных ситуаций происходят отмена запуска и возврат ее элементов в исходное положение. При несостоявшемся запуске из ЛА сливаются компоненты топлива, нейтрализуются баки и он снимается с пусковой системы.
Все работы с системой ЛА на СП выполняются по командам системы дистанционного управления технологическими операциями. Большинство операций осуществляется автоматически или дистанционно, при этом нахождение обслуживающего персонала у ЛА исключается. Все операции предполетной подготовки фиксируются на пульте пуска набором транспарантов готовностей [26, 56].