ЦЕРКОВНО — ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 16-м ВЕКЕ.

Митрополит Макарий уверенный в исключительно высоком призвании Русской Церкви собрал во едино всю известную тогда на Руси церковную литературу. Он собирал местную русскую старину — его великие Четьи — Минеи. Составляя их Макарий с большим редакционным коллективом следовал структуре обычных Четьих Миней, он помещал под днями месяцев не только сказания о дневных праздниках и святых, но и все известные ему слова в смысле жанра на эти дни и все творения святых авторов, память которых совершалась в эти дни. Он работал над ними двадцать лет. Это стоило ему больших забот и издержек. Труд закончен в 1554 году. Получилось двенадцать огромных фолиантов под названием великих макарьевских Четий — Миней. Это была целая библиотека доступная лишь небольшому кругу лиц в столице. Известны три комплекта последних: Самый ранний список — Софийский список. Он создавался с 1529 по 1541 год, когда митрополит был ещё новгородским архиепископом. Этот список вложен в новгородский Софийский собор. Из двенадцати сохранилось девять. Девятый мартовский том обнаружен недавно в 1994 году. Обнаружил его Е.И. Серебрякова в собрании рукописей Уварова. Второй список — Успенский. Это вклад в библиотеку Успенского собора. Завершён в 1552 -53 годах. Сохранились все двенадцать томов. Он находится в библиотеке Государственного Исторического Музея. Наконец Царский список для царской библиотеки. Он изготовлен в 1554 году. Из двенадцати томов сохранилось десять томов. Находится в ГИМе. Все три списка отличаются подбором текстов. Все три редакции как самостоятельные и уникальные памятники. Первое печатное издание осуществлялось в России в 1868 — 1916 годах в Петербурге из Успенского комплекта. Издано менее одной трети. Ещё издано и в Германии. Дотошные немцы узурпировали наше наследство. В эпоху Макария создан великий шедевр письменности Степенная книга (о степенях). Она совсем неопубликована. Эта книга даёт биографию представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в 16-м веке. Это культ власти. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о чудесно рожденных князьях (Василий Третий родился после видения его матерью Преп. Сергия). Известным духовным писателем того времени был инок Зиновий Отенский. Скончался в 1568 году. Одно время он был в Отенском монастыре, где был заточён Максим Грек. Они были соузниками. Как ученик его он с большой решительностью судит и обличает современную жизнь, монашество, но в споре о монастырских вотчинах он отстаивает монастырские имения. Он видит монастырскую жизнь в целом суровой и подвижнической. Следующий писатель Сильвестр составил "Домострой". Это свод домашних правил. В семье главенствует отец. Все пред ним –

Умственно и нравственно недозрелые, живут его умом и наказанием, за которых он несёт ответственность пред Богом. Жена — его полная раба. Дети неразумны. Отец обязан их учит страху Божию прибегая к побоям. Отец не должен даже улыбаться и играть с ребёнком. О слугах сказано, что их не научишь если не побьёшь. В случае ссоры холопов с чужими надо побранить и побить своих. Этим вражды избудешь, а убытка не будет. В доме запрещается всякий смех. Такова мораль Домостроя. Сам царь Грозный был в словесной премудрости ритор естествословен и смышлением остроумен. Он был не только книжным, но и обладал писательским даром. Он писал смело и выразительно, но злоупотребляя цитатами. Он приводил их целыми паремиями. Но в слове его есть живость, в диалектике сила. Очень остроумный спор царя с Курбским. У царя было продуманное религиозное мировоззрени, которое он выстрадал и которым перестрадал, такое же мрачное, надрывное, тяжёлое. Он молился до шишек на лбу. Он исторической зависимости от греков и Константинополя не признавал. Он говорил в споре с иезуитом Посемином: "Наша вера христианская, а не греческая". Плодовитым писателем был Ермолай, в монашестве Эразм, прибывший из Пскова. Он автор жития Петра и Февронии Муромских, защитник крестьян, требует их освобождения от ямской повинности. Он обличитель роскоши монашества, низкопоклонства перед Западом. Он был противником брадобрития. Он спорил с антитринитарной ересью протестантов. Самое интересное "Описание Московии" итальянца Гвангини. Он рассказал как казнили Висковатого. Он пишет: "У них, московитов нет проповедников ибо они считают, что достаточно участвовать в богослужении и слушать слова Евангелия и посланий, которые на местном языке читает священник Они строжайше запрещают проповедывать в своих церквах так как они говорят, что таким образом они избегают ереси и протвоположных мнений о вере, которые рождаются из проповедей, тонких аргументов и софистических вопросов. Превым проповедником стал патриарх Никон. Голубинский пишет, что учреждение Казанской епархии в 1555 году послужило для царя и митрополита ближайшим поводом к тому, чтобы они озаботились введением книгопечатания в Москве. Для снабжения новопостроенных церквей богослужебными книгами царь приказал накупить на торгу у книжных писцов и оказалось, что только немногие из книг были исправны, а большая часть была переполнена ошибками и описками. Книгопечатание появилось в Германии в 1445 году и было изобретено Иоганном Гутенбергом. Потом на территории нашей страны в Литовской стране книгопечатание появилось раньше. Печатником был католик Георгий (Франциск) Скорина. Он напечатал славянскую библию. В Великом Новгороде Маруша Нефедьев, мастер печатных дел как печатник известен с 1556 года. В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в Москве издали Апостол, потом часослов. Затем пожар уничтожил печатный двор и Иван Фёдоров бежал в Литовскую Русь, во Львов. В 1565 году типография была восстановлена и Андроник Невежа напечатал Псалтирь. Александрова слобода имела типографию. Вот как Иван Фёдоров объяснял причину пожара. Это его послесловие к Апостолу напечатанную во Львове. "Озлобление произошло не от государя, но от многих начальник, священноначальник и учитель, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли, хотящи благое в зло превратити и Божие дело в конец погубити. Такова зависть и ненависть нас от земля и отечества и от рода нашего изгна и в иные страны незнаемые преселе".