Христианская жизнь мирян.

Монастыри и монашество.

Жизнь высшего и приходского духовенства.

Снова вернусь к первому вопросу о богослужении. В отношении богослужения собор постановил, чтобы все службы были совершаемы сполна и по уставу, чтобы служба проходила чинно, как со стороны поющих, так и молящихся. «Попы и церковные причетники в церкви пьяны и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные исходят из уст их. Попы в церквах бьются и дерутся промеж себя». Читаешь и не верится, если бы не Стоглав, то бы сказали, что это Лютер говорил так. Чтобы богослужебные книги были исправлены, обряды однообразны и правильны, а то говорили: «Что ни поп то устав». Чтоб иконы писаны были удовлетворительно и т.д. Относительно епархиального управления постановили: усилить контроль за приходским духовенством, но и ограничить самоуправство архиереев во взимании разных пошлин с попов и от поборов епархиальных чиновников (десятинников) с духовенства и мирян. Для подготовки кандидатов во священники собор рекомендовал улучшить училища грамотности и проявить епископам большую строгость к ставленникам. …контроль настоятелей над имуществом и доходами монастырей. Изгнать из монастырей пьянство и распущенность. Запретить настоятелям отдельные трапезы в своих кельях и объезды вотчин. Запретить общие монастыри. Вот как Иван Грозный говорил в 37 вопросе: «В мужских монастырях живут миряне с женами, а в ином монастыре даже монахи и монахини вместе, а также попы, дьяконы и дьяки, и пономари с женами живут в мужских и женских монастырях. В 9-м и 22-м вопросе: «Черницы и черницы по миру волочатся и живут в миру и не знают, что то слывет монастырь». В 8-ми 9-м вопросах: «Архимандриты и игумены службы Божией и трапезы, и братства не знают. Покой только себе с гостьми в кельях имеют да племянников своих вмещают в монастырь. Да и по селам такоже, а монастыри тем пустотят, и старых слуг и вкладчиков изводят». Иван IV уже не в Стоглаве, в письме к игумену Белоозерского монастыря пишет: «У Троицы, в Сергиевом монастыре, благочестие иссякло». При царе Иване III Паисий благочестивый игумен Тоицкой лавры не мог превратить чернецов на молитву, посты, воздержание. Они хотели даже убить его. О каком Паисии идет речь? Речь идет об учителе Нила Сорского. По судебнику Ивана IV монахам и монахиням было запрещено продавать своих детей. Вы не удивляйтесь, ведь в те голодные времена люди часто продавали своих детей. Воспоминания англичанина Флечера: «Монахи самые оборотливые купцы во всем государстве. Торгуют всяким товарами и деньги дают в рост». Вот сколько было накоплено нестроений, пороков, недостатков. Чтобы устранить их и был созван этот собор.