МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ

(1542 — 1563)

Этот митрополит был канонизирован в 1988 году. Он родился около 1480 года, а умер в 31 декабря 1563 года. Профессор архимандрит Макарий находит его родство с Иосифом Волоцким. Известно, что его отца звали Леонтием, а мать в иночестве Евфросиния. Сам Макарий постриженник Пафнутиева монастыря. Стал настоятелем Лужицкого монастыря под Можайском. Здесь находит чудотворную икону Святителя Николая. На поклон к этой иконе ездили государи. Великий князь Василий Иванович заметил этого "учительного" архимандрита. В 1526 году он был поставлен в архиереи Новгорода. С 1478 года когда Великий Новгород окончательно покорён Москвой здесь было три архиерея, поставленных Москвой. Может быть поэтому отношения с новгородцами у них не складывались. 17 лет кафедра оставалась вдовствующей. Нужен был архиерей, который бы органически сочетал местный патриотизм и блюл интересы москвичей. Макарий завоевал симпатии новгородцев. Он сочувствует белому духовенству. Он защищал священников, потому что сам был семейным человеком до монашества (сохранилась вкладная книга, данная на поминовение его покойной дочери). Он навёл порядок в монастырях, ввёл общежительный устав. Запретил купножительство монахов и монахинь. В таких монастырях как, например, Хотьков монастырь. Макарий выделил 8 монастырей для женщин, поставил там игумений, дал белых священников для совершения богослужений. Он богато украсил Софию Новгородскую. У него было особое право печаловаться перед великим князем. О нём говорили: "Ты веси время и час, егда умолити православного царя и государя о наших согрешениях". В 1553 году митрополит творил много печалований о людях бедных бывших в своей архиепископии. Иеромонаха Илью отправил с миссией к язычникам. Новгородцы настолько полюбили своего владыку, что не отказали его просьбе собрать 700 рублей на выкуп пленных у крымских татар. Он зарекомендовал себя пастырем и администратором очень выдающимся. На кафедру он был приглашен Шуйскими. Но от участия в борьбе за власть боярских партий уклонился. В 1543 году жадные Шуйские оттеснены от власти. С собой они тащили всю казну, золото, серебро и меха. Царь Иоанн Четвёртый приказал схватить князя Андрея Шуйского и казнить его.Образованию и формированию Ивана как государя и политического деятеля он обязан именно митрополиту Макарию. Именно митрополит внушил царю мысль о Москве как о третьем Риме и желание превратить княжество в Царство. В 1547 году Иван венчается на царство. В прошлом году царь вернулся из поездки по сёлам и монастырям России и после беседы с митрополитом Макарием он объявил о намерении венчаться. Мнением митрополита было то, что Русь уже унаследовала в полной мере честь, силу и славу Византийской империи и что Русскому государству пора быть царству. 16 января 1547 года произошло венчание Ивана Четвёртого на царство. А в 1561 году миссионер Феодорит привёз грамоту с утверждением этого намерения от патриарха Константинопольского. В феврале 1547 года Иван вступает в брак с боярыней из рода Феодора Кошки Анастасией Романовной Юрьевой. В этом же году был большой пожар, который испепелил большую часть Москвы. В этом несчастье царь увидел кару Божию. Большое влияние на него оказывал протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Он пришёл из Новгорода и был близким человеком митрополиту. Именно Сильвестр подвигнул Ивана к покаянию. Возле царя образовался кружок во главе с Алексеем Адашевым — это избранная рада. Сильвестр был "якоже царь и святитель" ему все повиновались и он всё мог. Возглавлял как уже упоминалось Избранную Раду постельничий боярин Алексей Адашев. В неё входил князь Андрей Курбский. Карташов пишет: "Исполнилось сто лет автокефалии Русской Церкви. Особое положение русской Церкви во вселенной, в которой крепко убеждён митрополит, требовавший торжественного прославления всех русских угодников". Макарию нужно было доказать, что Русская Церковь хотя и в единонадесятый час вступила в историю, но превосходила своим усердием даже делателей первого часа. На доброй тучной земле они приносили плод сторицею. Русская Церковь воспитала таких святых мужей, что вселенная удивляется их добродетельному житию. По митрополиту Макарию славу всякой Церкви составляют его святые.26 февраля 1547 года царь Иван созвал собор, но сам в нем он не участвовал. На нем прославили 14 святых Русской Церкви;через два года собор канонизировал ещё 25угодников Божиих: тридцати было установлено общерусское празднование, а девяти — местное. Такого ещё в истории Церкви не было. Ведь до Макария было прославлено всего 22 общепочитаемых русских святых. Среди прославленных были Св. Александр Невский, митрополит Иона, Стефан Пермский, Евфимий Суздальский, преп. Никон Радонежский. Из перечисленных только три святых нерусского происхождения: это три Виленские мученика. За основу канонизации и её критерием был факт чудотворения.

"С того времени церкви Божии в русской земле не вдовствуют памяти святых. И русская земля сияет православием, верой и учением, якоже вторый Рим. Тем бо вера православная непроказися магометовою прелестию от безбожных турок, зде же в русской земли паче просия святых отец наших учение". С объединением земель вокруг Москвы появилась необходимость включения всех местночтимых святых в число общерусских святых. Карташов пишет: "Как Ивана Третьего, Василия Третьего, Ивана Четвёртого называют собирателем русских земель, так Макрия называют собирателем Русской Церкви".

Макарий к стяжательству относится умеренно. Военные предприятия Ивана очень остро ставили вопрос о наделении поместьями дворян. В 1551 — 1557 годах властями предпринимается важное ограничение накопления земель в руках Церкви и митрополит молчал. Когда Макарий умер, Иван Четвёртый писал: "Коль бы счастлива Русская земля была, если бы все владыки такие были, яко преосвященный макарий". Вот как отзывается об иерархе Грозный царь.