МИТРОПОЛИТ ВАРЛААМ

МИТРОПОЛИТ СИМОН

(1495 — 1511)

По смерти митрополита Зосимы в 1494 году в митрополиты был поставлен 20 сентября 1495 игумен Троице –Сергиевой Лавры Симон. На него указал Великий князь, а собор утвердил. При посвящении его в митрополиты впервые был введён особый церемониал как в Константинополе совершалось поставление патриарха, чтобы показать, что митрополит заимствует свою власть от государя. Русский чин скопирован с византийского во имя канонической идеи православного царя в нём воплощёного. О Симоне мы знаем очень мало бытовых реалий. Власть царя укрепляется и над Церковью. Примечательно, что соборное постановление 1503 года написано от лица великого князя, что он поговорив с митрополитом, епископами "уложил и укрепил" не брать епископам и митрополитам впредь пошлин от поставлений во священники, чтобы не было подозрений в симонии. Запрещается служить в миру вдовым священникам и диаконам. Запрещается совершать Литургию священникам после пьянки накануне. Князь поставил вопрос о монастырских вотчинах. Он хотел отобрать земли, но в этом вопросе потерпел поражение. Иосифляне сумели удержать свои права на вотчины.

(1511 — 1521)

Властолюбивый князь Василий Иванович (1505 — 1533) назначил митрополитом после Симона архимандрита Симонова монастыря без соборного участия. О нём пишет иностранец Герберштейн - Это посол австрийского императора в России У него есть замечательный труд "Записки о Московии". Это терминология западных людей. Он пишет: "Об нынешнем государе говорят, что он имеет обычай призывать к себе некоторых и из числа их назначает одного по своему усмотрению". Герберштейн дважды бывл в России. Вероятно, выбор Василия пал на Варлаама потому что он был нестяжателен как и Нил Сорский. Варлаам оказывал содействие князю — иноку Патрикееву, но однако, Варлаам пришёлся не ко двору как человек принципиальный, так как был человек "твёрдый и не льстец великому князю ни в каких делах, противных совести". Сведения о Варлааме скудны. К его времени относится выявление в России второго Схарии, жида Исаака, который пытался исповедывать иудейство. Даже веротерпимый Максим Грек убеждал собор показать свою ревность и предать того гражданской власти. При Варлааме, вероятно, устанавливаются тесные связи с православным Востоком. При нём прибыл с Востока Максим Грек в 1518 году. Он приехал как учёный переводчик и остался у нас до смерти. Он жил здесь при четырёх митрополитах. Карамзин говорил, что умному иностранцу в Россию легче въехать, чем выехать. Это и понял Максим Грек. Зачем он был вызван. В библиотеке Василия Ивановича находилась большая толковая псалтирь, состоявшая из толкования многих толковников. Возникла идея перевести её на славянский язык. В Москве толковых переводчиков не было. Из распросов Афонских монахов, приходивших в Москву за милостыней узнали, что такой книжный переводчик есть в одном из афонских монастырей. Это монах Савва Ученый. Но он прибыть не мог прибыть по старости и по болезни ног. Тогда выбор пал на молодого Максима, который не знал русского языка, но монахи говорили "надеемже ся, яко и русскому языку борзо навыкнет". Митрополит Варлаам после десяти лет пребывания на престоле за проведение на практике чистых принципов христианской нравственности вынужден был покинуть кафедру. Герберштейн пишет: "В то время, когда я был в Москве послом императора Максимилиана в 1517 году митрополитом был Варлаам, муж святой жизни. Когда государь нарушил клятву данную Шемятичу им самим и митрополитом и предпринял нечто другое, казавшееся противным его власти, то митрополит пришёл к царю и сказал: если ты восхищаешь всю власть я не могу оставаться на своём месте и отдавая посох отказался от должности. Государь тотчас принял посох вместе с должностью, а несчастного заковал в железо и немедленно отправил на Белоозеро. Говорят, что некоторое время он оставался там в железах, а потом был освобождён и некоторое время оставался монахом там же". Голубинский пишет: "У Герберштейна что-то неладное. Зачем ссылать его, если он отказался от власти. Вероятно, конфликт произошёл из- за того, что митрополит не согласился содействовать великому князю в новом злом умысле против удельного князя Василия Шемятича. Василий Третий воевал с Литвой за централизацией русского государства. Великий князь подозревал князя Новгородского Северского в измене и хотел его заманить в ловушку обещая неприкосновенность своим именем и именем митрополита. Он его заманил и вероломно нарушил обещание. Он подвёл и митрополита. Шемятича удавили. Так что у Варлаама были основания оставить кафедру, потому что его именем было совершено преступление.О смерти его неизвестно ничего. Надо запомнить эти имена. Они во имя правды уходят в неизвестность.