ВОПРОС О МОНАСТЫРСКИХ ВОТЧИНАХ.
В пустынных общежительных монастырях каждый инок работал на всех, все поддерживали каждого из братий. Иноки питались трудами рук своих. Некоторые монастыри благодаря вкладам богомольцев превратились в крупные землевладельческие общества — латифундии. Общества с богатым хозяйством, с житейской суетой и с тяжбами с окрестными землевладельцами, с боярами, дворянами. Были постоянные споры. На монастырь работали сотни тысяч крестьянских рук и все эти нестроения не могли не смущать совесть истинных монахов — бессребренников. Ещё преп. Кирилл Белозерский был против землевладений, он отказывался от земельных вкладов, но вынужден был уступить вкладчикам и ропоту братии. Монастырь уже при нём стал приобретать вотчины. Итак, противниками приобретения стали выступать монахи — бессребренники, боярство вступило в конфликт с монастырским землевладением. Чувствовалось недовольство и со стороны государственной власти. Иван Третий в 1478 году, завоевав Новгород отобрал у него половину церковных имений и роздал их боярским детям.Это дворяне в 1503 году сочувственно относился к обсуждению этого вопроса на соборе. Он был поднят Нилом Сорским и его учителем Паисием Ярославовым. Последний даже оставил игуменство в Троицкой Лавре Он не мог наставить чернецов на Божий путь. И вот все заволжские старцы во главе с Нилом протестовали против монастырских вотчин и заслужили имя нестяжателей, дескать монахам следует жить трудами рук своих. Нил допускал приём даров благотворителей, беря малое избегая лишнего. Другая партия, Иосиф Волоцкия признавал важность нестяжательства и желательность пропитания своими рукаим, но монастырь может быть стяжателем. Не монах, а монастырь. Он может владеть вотчинами. Монахи же должны быть нестяжательными, в обители должно быть строгое общежитие, чтобы монах всё получал из монастырской казны, чтобы все во во всём были равны.. Он ссылался на примеры Феодосия Великого, на Антония и Феодосия Киево — Печерских Так как для поддержания храмов и совершения служб и содержания служащих нужны средства, то надо принимать вклады благочестивых землевладельцев, а земли с сёлами. Нужны вотчины для поддержания богаделен. Из — за некоторых монахов поддавшихся пороку лихоимства несправедливо отнимать недвижимость у всех. В споре победил Иосиф Волоцкий. По этому вопросу есть солидный труд Игоря Корнеевича Смолича "Русское монашество". Сергей Михайлович Соловьёв пишет: "Нил смотрел на монастырь как на общество людей отказавшихся от мира. Это общество тем совершеннее, чем дальше от мира. Иосиф же кроме этого значения монастыря смотрел на монастырь как на рассадник властей церковных. Но монахи — люди отшельники желающие отречься от мира, укрыться от него в болотах и лесах белозерских. Иосиф имел ввиду также и владыку, который был взят из монастыря. Мнение Иосифа превозмогло на соборе 1533 года и митрополит Симон отвечал великому князю, что духовенство не дерзает и не благоволит отдавать церковных земель, при этом ссылается на обычай греческой и русской Церквей, на устав Владимира и Ярослава, даже на пример ханов татарских, которые не трогали земель. Великий князь уступил. Но этот вопрос продолжал разделять русское духовенство. Действительно ли идея Нила Сорского его идея? Он был на Афоне, был в Константинополе, и самое главное они были современниками с сожжённым Саванороллой. Вероятно, Нил слышал учение последнего.