Движение или ересь жидовствующих.
Основной источник — это труд Иосифа Волоцкого «Просветитель»
Как известно, новгородцы, пытавшиеся сохранить самостоятельность, вступили в сговор с великим князем литовским и польским королем Казимиром (1447-1492). По этому сговору в 1470 г. при митрополите Филиппе I, новгородцы пригласили на кормление, т.е. князем, православного киевского князя Михаила Олельковича (Александровича). В свите князя были: летмедик, лечащий врач — еврей Схария, чиновники Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скаробей. Всего год они пробыли в Новгороде (с 70 по71). Вы помните, почему сократилась их командировка. В 1471 г. Иван III выступил против Новгорода и в битве на реке Шелони разбил новгородцев.Новгородцы обещались быть неотступными. Евреи с князем Михаилом Александровичем бежали. Но за год иудейская пропаганда сделала свое дело. Схария обратил в свою веру протопопа Дионисия, попа Алексия, а затем и протопопа Софийского собора Гавриила. Каждый из них распространил учение среди своих ближних и домочадцев. Иосиф Волоцкий в своем просветителе перечисляет имена новообращенных: Ивашко Максимов — зять попа Алексия, его отец — поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин — «егоже отец бяше в нове граде велику власть имея, поп Григорий, сын его Самсонка (тоже поп), Гридя — дьяк борисоглебский, Лавреш, Мешук Собака, зять попа Дениса — Васюк Сухой, попы — Феодор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский, Юрка Семенов, Авдейда Степанкрылошане (это крупные чиновники при архиереях), поп Иван Воскресенский, дьякон Макар, дьяк Самуха, поп Наум. Это почти все семьи духовных да светских чиновников архиерейских. Схария действовал, вероятно, на маловеров попов, а чаще добивался рукоположения своих сообщников, действуя внутри духовенства.
Иосиф Волоцкий свидетельствует: «Вся прелесть от попов (т.е. от белого духовенства); которой еретики становились попы. Того ради и в попы ся ставят, чтобы кого как мощно в свою ересь привести». Схария сбивал малограмотных попов цитатами из Священного Писания. Цитировал завет Бога с Авраамом, Моисеевы законы. «Это завет вечный в роды родов». Припоминали и Новый Завет: «Я пришел не нарушить закон, а исполнить!» Алексий и Дионисий хотели даже обрезаться, но Схария запретил, чтобы не было зримых улик. Самому пылкому Алексею было присвоено имя Авраама, жене его — Сарра. Внешне они оставались православными. Хотя отрицали Церковь. Пасху отмечали по иудейскую. Десять лет удавалось им сохранять свою тайну. И эта ересь растекалась по городам и весям русской земли. Проникла в Москву, где просуществовала в тайне еще семь лет. Карташев пишет: «Такое искусство в духе конспирации не в духе экспансивного славяно-русского темпераметра». По Карташеву секретный характер нового еретического сообщества составлял новую черту его конституции. Это заговор.
В 1480 г. в Новгород прибыл Иван III и был очарован талантами и обходительностью этих протопопов. Еще они поддерживали его антицерковную политику: конфискацию церковных земель, арест архиепископа Новгородского, изъятие колокола и др. И Иван решил перевести их в столицу Алексий стал протопопом Успенского собора, а Дионисий стал протопопом Архангельского собора.Карташев предполагает, что эти назначения подсказаны тайным союзом жидовствующих, в котором видную роль играл посольский дьяк (министр иностранных дел) Феодор Курицин (человек весьма образованный) недавно вернувшийся из Венгрии, где, вероятно, и заразился вольнодумством, где, вероятно, и был посвящен в модное тайное общество. За министром последовали статс-секретари, дьяки великого князя, Истома и Сверчок, купец Семен Кленов, книжный переписчик Ивашка Черный.
А в 1487 г. секта была обнаружена по «пьяному делу».Геннадий архиеп. Новгородский пишет: «От жидовина распростерлась ересь в Новгородской земли, а держали ее тайно, да потом почали урекатись во пьяне. И аз послышав то». Геннадий начал следствие. Он обратился к великому князю и митрополиту Геронтию, с последним у него были враждебные отношения. Князь ему ответил: «Того беречи чтоб толихо в земли не распростерлося». Геннадий узнал немногое. Раскаялся поп Наум и сообщил нечто об учении, о культе, принес книги, по которым молились еретики. Он назвал четверых сообщников: 2-х священников и 2-х дьячков. Геннадий их арестовал, а потом выдал на поруки «надежных» лиц. Обвиняемые бежали в Москву к своим покровителям. Но в Москве, как пишет разочарованный Геннадий, обыск чинился не крепко.
В 1488 г. состоялось соборное суждение о еретиках. Князь приказал их бить на торгу кнутом (это самое легкое наказание). И велел выслать и в Новгород. Если не покаются велел продолжать розыск. В 1489 г. скончался митрополит Геронтий. Лишь через полгода был поставлен ему преемник. Им стал Зосима (1490-94 гг.), бывший архимандрит Симонова монастыря, бывший чиновник Великого князя из рода Бородатых. Предполагают многие, что он был совращен в иудейство протопопом Алексием. По иронии судьбы, именно Зосима, вынужден был соборно осудить еретиков. Между прочим, на этом соборе были и Нил Сорский и его учитель Паисий, которые были... конец кассеты
Это объяснялось влиянием на князя дьяка Феодора Курицына. В сети ересиарха попала невеста князя Елена Стефановна Волошанка, вдова рано умершего старшего сына Ивана (Ивана Молодого). Еретики прикрывали свое свободомыслие идеалистической проповедью свободы совести заволжских старцев Нила Сорского и его учителя Паисия. Заволжские старцы были против смертной казни, в отличие от Иосифа Волоцкого, они были более веротерпимы, были за убеждение, а не за суровое наказание еретиков. Геннадий призывал к беспощадному истреблению еретиков на соборе 1490 г., ссылаясь на опыт испанской инквизиции. Вспомните, Геннадий составил первый полный славянский библейский свод, под руководством доминиканца Вениамина. Так что связи у Геннадия с Западом были прямые. Поэтому обращался с еретиками по-испански. /Я был однажды в Музее, который находился в Казанском соборе Петербурга. Этот собор был превращен в музей атеизма. Там были выставлены орудия испанских судов. Например, испанский сапог, он был железный и, для того чтобы не спадал сапог его закручивали колодкой. Особенно запомнилась мне воронка, в которую вливали расплавленный свинец, олово./ После нового розыска было выявлено только девять человек. Из Москвы их отправили в Новгород. За сорок верст до Новгорода арестованных встретили. Посадили их на коней лицом к хвосту (чисто латинская традиция), за который всадники должны были держаться. На головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и надписью: «Се есть сатаниново воинство». Когда прибыли на городскую площадь, то их колпаки были зажжены на головах еретиков, а некоторые были публично биты и заключены в темницу. Новгородская летопись сообщает: «Геннадий одних еретиков велел жечи на Духовском поле, иных торговой казни предах (били на торговой площади), а иных в заточение посла, а иные в Литву сбежали, а иные в немцы.
Так было в Новгороде, а в Москве при княжеском дворе царил Курицын. Церковью управлял Зосима, единомышленник, якобы, еретиков. Ересь пышно расцвела в Москве. Курицын и Алексий обольстили княжеское сердце. Эти еретики «звездозаконию (астрологии) бо прилежаху и многим баснотворениям и астрологи и чародейству и чернокнижию». Распространению ереси способствовал 1492 г., когда распространялось мнение о кончине мира, когда старые книжники ожидали конца света, наступления Страшного Суда. Один из книжников писал: «Зде страх, зде скорбь в сие лето на конце явися о немже чаем и всемирное Твое пришествие». Когда год миновал, иудеи злорадствовали: «Вера ваша глупа!»
И вот тогда на борьбу с ересиархами выступил Иосиф Волоцкий. Он собрал обильный материал в книге «Просветитель». Слабовольный, нетрезвый и распущенный митрополит Зосима подал в отставку и ушел в Троице-Сергиев монастырь. Как пишут, он был поклонник Вакха и очень распространенного тогда в Руси содомского греха. Голубинский: «Митрополита обвиняют в жидовстве только Иосиф Волоцкий в двух документах: в Послании к Нифонту Суздальскому и в «Просветителе». В Послании Нофонту со ссылкой на своего брата Вассиана Рыло, про которого говорили, что он «легкий бо умом и легчайший же разумом». Летописцы, — продолжает Голубинский, — ничего не говорят о ереси митрополита. По этому некоторые исследователи отрицают его еретичество, но не отрицают его распущенности и склонности к винопитию. Но они могли не знать или они не хотели заносить на страницы русской истории те сведения, что кафедру русской митрополии занимал и осквернял еретик. Великий князь, которого, может быть, и не успели убедить в еретичестве митрополита, за пороки, пьянство и содомство удалил его». Во втором грехе, т.е. содомизме его обвиняет Иосиф Волоцкий. Но у Голубинского к Иосифу Волоцкому отношение осторожное. Иосиф был ожесточеннейшим противником ереси и мог впадать в крайность.