Митрополит Филипп i

(1464-73 гг.)

Годы правления надо знать! Феодосий, уходя на покой, указал приемника. Кандидатура его была согласована с Иваном III. Им оказался Суздальский еп. Филипп. И собор епископов утвердил Филиппа. При нем осложнились отношения с Константинополем. Наступил и формальный разрыв с греческой Церковью. (Когда избирали Филиппа, то русские долго извинялись, что, дескать, мы и не думаем отделяться.) Поводом к тому послужило возвращение в православие Киевского митрополита Григория Болгарина в 1470 г. Константинопольский патриарх Дионисий (несомненно православный) Григория Болгарина объявляет всероссийским главой митрополии. Московские власти встревожились. Они хотят утвердиться в церковной самостоятельности. Иван III распорядился не пускать в Москву ни послов Григория, ни его самого, объявив, что греки отступили от православия и отрекаются от патриарха «чужа и отреченна».

Еще Москву волнует наметившийся церковный и политический сепаратизм Новгорода. Когда преставился верный Москве св. Иона, на выборах победил также москвофил Феофил. Провалившийся на выборах оппонент, бывший ключник покойного Ионы, Пимен, высказывал намерение отдаться латинам. Толпа его растерзала. Низы были за Москву, а верхи за Польшу. Но партия Марфы Борецкой, Марфы Посадницы, заключила договор с королем Казимиром (1447-92 гг.), согласно которому гарантировалось самостоятельность Православной Церкви в Новгороде.

В 1471 г. Иван III выступил против Новгорода. Митрополит Филипп просит быть князя великодушным. Битва на Шелони 14 июля 1471 г. решила участь Новгорода. В результате поражения новгородцы отказались от всякого отношения с Литвой. А Марфа была сослана в Нижний Новгород и пострижена в Девичьем монастыре. Сын Дмитрий казнен, а Феодор сослан в Муром, недалеко от Нижнего.

Папа не отставлял потуг подчинения Русской Церкви. В 1473 г. Иван вступил во второй брак с Софьей Палеолог, воспитанницы папы. У Ивана взыграло честолюбие. Брак с племянницей последнего византийского императора Константина XII давал шанс объявить себя наследником византийских императоров. Константин XII погиб. У него было два брата, одного звали Фомой, Софья — дочь Фомы. Вот эти два брата имели феодальные владения в Греции. Но убежали они не в Грецию, а в Италию. Среди них была и Софья.

Так на что же рассчитывал папа? Навязать России унию, и ввязать ее в войну с турками Папский легат Антоний, спутник Софьи, хотел войти в Москву с преднесением крыжа (латинского креста). Протест митрополитаФилиппа (обещал другими воротами покинуть Москву), сорвал латинскую демонстрацию победы над православными. Кардинал понес еще один моральный урон. Он отказался от богословского диспута с православными. Иван закрепляет свои успехи. А именно, Москву посетил брат Софьи Андрей и отказался от прав на императорский престол в пользу великого князя (есть мнение, что он отказался в пользу Карла VIII).

В 1498 г. Иван III венчал своего внука Димитрия на царство. Димитрий — сын Ивана молодого, который умер рано. Мария, первая жена Ивана III умерла от водянки. Софья привезла с собой библиотеку и трон императорский. На нем короновались все русские царицы вплоть до Александры. Папа дал в приданное всю Морею, Пелопоннес и «всю ту землю, которую завоевали турки, с тем, чтобы русский король отвоевал ее». /Очень щедрый дар!/

Митрополит Филипп решил построить храм, собор, достойный наследника византийского престола. Старый Успенский Сбор обветшал (заложен в 1326 г.), его стены были подперты бревнами, с контрфорсами в русском духе.

За образец нового храм был взят Владимирский Успенский собор, но с прибавкой в полтора сажен во всех трех измерениях. Постройка храма была поручена московским мастерам. А вы знаете, у нас из камня строить не умели. Начато весной 1472 г. Кладку фундамента и стен повели вокруг старого собора и только когда они были сложены, старый собор был разобран до основания, а гробы митрополитов перенесены на новые места за исключением раки святителя Петра. Филипп скончался 5 апреля 1473 г. когда собор был складен до половины. Окончание строительства совершилось при его преемнике Геронтии.

Геронтий (1473-79 гг.) поставлен в Петров день, а спустя 10 месяцев, 20 мая, строящийся московский храм рухнул. Великий князь пришел в гнев, в гневе уволил всех строителей, даже простых рабочих. Иван Грозный бы замуровал! Москвичи объяснялись, что, дескать, трус, а еще плохой скрепляющий материал. Тогда решили пригласить псковичей, которые живут на границе с Западом и имеют много крепких каменных храмов. А зодчим пригласили итальянца Аристотеля Фиораванти. Он был, прежде всего, инженером и прославился переносом храмов на новые места. А во-вторых, он был фальшивомонетчиком и сидел в ту пору в тюрьме. Так вот он с радостью принял предложение.

Он отправился изучать русское храмостроительство во Владимир на Клязьме. Отправился посмотреть на Успенский собор. Кто построил Успенский собор во Владимире? Итальянцы, фрязи или великие мастера каменных дел. Так что Фиораванти изучал опыт своих предшественников. Раки святых были унесены в церковь Иоанна Лествичника. Новый собор был закончен к августу 1479 г., освящение состоялось 12 августа 1479 г.

После торжества освящения Ростовский архиепископ Вассиан Рыло (очень любил рыть пруды) и Чудовский архимандрит Геннадий наговорили князю Ивану III, что будто митрополит нарушил предание Русской Церкви и, совершил крестный ход против солнца. Князь так разгневался, что митрополит удалился в Симонов монастырь и обещал покинуть святительство, если князь не «побьет ему челом». Князь уступил и послал сына бить челом. Он просил Геронтия вернуться на престол, но Геронтий отказал. Тогда пришлось самому князю отправиться просить прощения. Митрополит решил отмстить Вассиану и Геннадию. Он придрался к тому, что вышеназванные лица после обеда испили воду, тем самым, нарушив пост. Митрополит заглючил Геннадия в «ледник» (погреб). Иван постарался защитить своего угодника и выпечаловав архим. Геннадия, указав на пример чудотворца митрополита Фотия, который простил такой грех.

В другом деле проиграл в тяжбе митрополит Геронтий. В 1478 г. митрополит передал Кирилло-Белозерский монастырь из ведения Ростовского архриеп. Вассиана князю Верейскому Михаилу Андреевичу. Вассиан пожаловался князю Ивану. Великий князь собрал епископов, архимандритов, которые, конечно поддержали князя. Князь истоптал митрополичью грамоту, и монастырь остался во владениях архиеп. Вассиана.

Несмотря ни на что, Геронтий остался усердным советником князя в политических делах. Наступил 1480 г. Хан Ахмат решил наказать Ивана III. До слуха хана дошла дерзость Ивана, что он посмел басму ханскую изорвать, изодрать, потоптать и изрубить послов ханских. Не только отказался поднести послам кумыс, но даже изодрал хартию. Когда баскаки взялись за сабли, то были изрублены в куски. Когда услышал о том хан, то направил большое войско к Москве. Это войско стояло на реке Угре (стояние на реке Угре), готовое переправиться через нее. Иван III поспешил к Угре, чтобы преградить дорогу Врагу, но Иван III был несмел. Вы, помните, как писал Ключевский? — «В жилы вошел страх перед татарами» — и Иван III колебался. Об этом стало известно Вассиану и Геронтию и, не смотря на то, что отношения между этими владыками были натянутыми, они оба осудили нерешительность Великого князя. Иван III уже прибежал в Москву, это встревожило Вассиана и Геронтия. Владыки направили князю два специальных послания, чтобы воодушевить его как некогда прп. Сергий князя Димитрия. Блестящим считается послание Вассина Рыло.Запомните, ребята это.

В конце 1483 г. Геронтий снова оставил кафедру и удалился в Симонов монастырь, назвавшись больным. Некоторые источники утверждают, что эта болезнь была дипломатической. Снова между князем и митрополитом пробежала кошка. И вот Геронтий решил снова продемонстрировать свой характер. Но и великий князь не торопился его звать. И все же Геронтий через год вернулся. Иван не посмел ему помешать возглавить Московскую митрополию.

Митрополита заставил поволноваться патриарх. В 1472 г. скончался митрополит Григорий Болгарин. Патриарх поставил Киевским (или Литовским, т. к. жил он возле Вильно, в Новогрудке) митрополитом тверича, но подданного литовского князя монаха Спиридона, прозванного за резвость и ловкость Сатаной. Тверь вы помните соперница Москвы и так тверичи досаждали Москве.

В 1476 г. Спиридон прибыл в Литву, но посажен в темницу, потому что уехал в Царьград без полномочий королевской власти. Хитрый и находчивый Сатана, находясь в темнице, сумел отправить письмо в Москву. Он пишет великому князю Ивану: «Я много мощей вез тебе от патриарха, но король все забрал себе». Иван III добился освобождения Спиридона, который сразу же направился в Москву. Там он был схвачен и отправлен на Соловки на Белое море, где и скончался в 1503 г. Карташев пишет: «Если бы был митрополитом, то был бы самым образованным митрополитом». Его литературные труды использовали многие духовные лица.