Религиозно-нравственное состояние общества в 16 столетии.

В качестве источников я предлагаю вам Стоглави Домострой(протопопа Силвестра). Литература: Книга Н. И. Костомарова «Домашняя жизнь и нравы Великорусского народа» Москва 1993 г. Иван Забелин «Домашний быт русских царей». Еще книга Доброклонского

От прошлого периода сохранились остатки язычества. На мирских свадьбах (т.е. без священников), как пишут документы, играли органники, гусельники и смехотворцы, и пели бесовские песни. Кстати, слово «свадьба» происходит от слова «свара». Впереди свадебного поезда нередко ехал священник с крестом а пред ним скоморохи с бесовскими играми рыскали».

В ночь на день Рождества Иоанна Предтечи ворожеи и волхвы рассеивались по болотам лугам и лесам, отыскивали различные коренья и травы «на пагубу человекам и скотом, на потворение мужем (т.е. укрепления мужской силы)»и т.п. В тоже время по городам и селам народ собирался на улицах у рек и озер под звуки гуслей предавался скаканью, плясанью и другим забавам. Всюду безмерное пьянство, отроком осквернение, а девам растление. К утру с великим криком спешили к реке и купались. Тоже повторялось накануне Рождества Христова и Богоявления. А в некоторых местах еще в первый понедельник Петрова поста. В Великий Четверток «палили солому и мертвых кликали». В Троицкую субботу ходили на кладбище плакали и вопили на могилах; под игру скоморохов, гудников и перегудников скакали, плясали, били в ладоши и пели сатанинские песни. В пасхальную неделю совершались радуницы, нечто вроде старинных тризн с плачем о покойниках и с шумным гуляньем на могилах родственников. Народ думал видеть указания на будущее во сне, в ухозвоне, в вое собаки, в кряканье утки, гагатании гуся, мяуканий кошки. Обращались к волхвам чародеям, ворожеям. Иван IV на Стоглавом соборе говорил: «Они в кудесы били, в аристотелевы врата и в рафли смотрели, по звездам и по планетам глядали». Народ носил от этих ворожей камни, коренья и другие талисманы. Иногда народ, ожесточаясь, сжигал кудесников. Супруга Василия III Соломония обращалась к знахарям,чтобы избавиться от неплодия и приворожить мужа. Сам Василий, женившись на Елене Глинской,также прибегал к ведунам, чтобы они помогли ему произвести потомство (Ивана IV). /Между прочим Василий даже сбрил бороду, чтобы нравиться молодой жене, чем осквернил себя! Елена Глинская происходит от Мамая, так что в Иване IV гремучая кровь. Иван IV пользовался нашептываниями, гаданиями колдунов и кореньями знахарей/.

Борис Годуновсобирал кудесников, чтобы привлечь внимание царя. Они предсказали ему семилетнее царствование, что и сбылось. При воцарении Бориса русские обязаны были присягать так: «Над государем царем и над царицею и над детьми в еде, питье и платье и в чем другом лиха никакого не учинить, зелья лихаго и коренья не давать, следу не вынимать, по ветру лиха не насылать». В 1600 г. род Романовых подвергся искоренению, за то что в доме Романовых было обнаружено некое зелье, будто бы собранное и приготовленное для порчи Бориса.

«Даже такие просвещенные лица, — пишет Доброклонский,- как Иосиф Волоцкий и Андрей Курбский не чужды были волхования». Древние заговоры стали получать христианскую форму, изменяя в воззваниях имена мифических сил именами святых. В молитвенники вносились лживые молитвы о трясовицах и недузех, некоторые молитвы переделывались в заклинания и заговоры прибавлением к ним упоминаний об острове Буяне и камне Алатаре.Вот так происходила адаптация, приноравливание, переделывание. Просфирни нашептывали над просфорами, священникидержали под святым Престолом соль от великого четверика до семика для врачевания людей и скота. В Новгороде существовала особая проскомидия в честь мучеников Гурия Самона и Авива с просфорой для отгадывания воров. Большинство людей 16 в. представляло себе православие ничем иным как собранием обрядов и внешних форм религиозной жизни. Так развивается в русском обществе внешняя набожность, т.е. обрядность. По случаю бедствий народ часто ставил обыденные (т.е. построенные в течение одного дня) церкви и отдавал монастырям и церквам все свое имущество. В 16 столетии было так много храмов, что было избыточно. К святым мощам прибегали, чтобы избавиться от бедствия или от нравственной порчи всего народа. Вот пример вам: при взятии Казани Иваном Грозным в 1552 г. в Москву пришла весть, что в Свияжске /Свияжск был поставлен Иваном Грозным в 1551 г. в устье р. Свияги при впадении ее в Волгу и находится в 25-30 верстах выше Казани по Волге. Так вот этот город был построен в течение 3-4 -х месяцев/ свирепствует цинга, а в войске царил содомский грех. Митрополит Макарий послал туда для окропления города и жителей воду, освященную погружением в нее Животворящего Креста и омовением в ней святых мощей и пагуба прекратилась. Тоже митрополит Макарий сделал в 1557 г., когда в Новгороде открылся голод.

Иностранцыговорили: «Русские молились так часто, что нелегко было найти подобных, а крестным знамением осенялись почти непрестанно». Молились по молитвеннику и без него. Некоторые произносили только одну известную им молитву «Господи, помилуй!». Молитвы сопровождались земными или поясными поклонами, иногда биением себя в грудь.

К царю каждое утро, как только он совершал утренние молитвы в крестовой палате, являлся его духовник с чашей святой воды и окроплял ею образа святых и царя. Каждый день приносилась свежая вода. Ее присылали царю как священный подарок из разных сел и городов. Вместе с водой он получал в дар и просфоры.

В храмах стояли благоговейно, но в 16 столетии иссякает оно и настолько, что в церкви многие стояли в тафьях. Да, ребят, после пленения Ивана Васильевича татарами, когда он вернулся из татарского плена, то с ним понаехало много татар. И царский двор постепенно становиться татарским. Происходит татаризация, тюркизация. И в храмах стояли в тафьях, разговаривали, даже спорили и ругались бранными словами.

Заботились прихожане о большем количестве свечей и о доброшумном звоне колоколов. Домострой хочет общественное богослужение и в домашнюю жизнь. Он советует мужу с женой, детьми и домочадцами каждый вечер петь вечерню, повечерницу и полунощницу. Утром — заутреню и часы, а по праздникам еще и молебен и каждение. Особенно сильно ослабилось уважение к пастырям в 16 веке под влиянием ереси жидовствующих, которые, питая злобу к пастырям, выявляли недостатки пастырей.

Зато очень растет уважение к монашеству. В монашестве видели идеал религиозно-нравственной жизни. О монахах говорили: «Свет инокам — ангелы, свет же мирянам — иноки». Иван IV в своей Александровой слободе устроил нечто вроде монашеской общины. И там был распорядок монастыря. Многие из князей бояр и других, знатных и богатых перед смертью принимали схиму. /Сам Иван грозный принял постриг, постригли его, правда, без сознания. Сидел, играл в шахматы, повалился и, когда повалился, то прибежали и постригли/.Жители Тотьмы в 1554 г. просили у Ивана Грозного просили разрешения на основание монастыря, чтобы умирающие обыватели пред смертью могли принять простриг.

Развивалась строгость в соблюдении постов. Русские готовы были умереть, чем нарушить пост. Некоторые вкушали только по субботам и воскресеньям. Некоторые не вкушали горячего во весь пост. А иные — только по заходе солнца. Кроме общеобязательных постов постились некоторые по понедельникам. В 16 в. внешняя набожность доходит до крайней степени. В литературных сочинениях мы читаем подробные правила касательно часов для молитвы, количество поклонов и молитв при чтении кафизм. Подробные правила о качестве пищи и ее количестве. (послание Иосифа Волоцкого «Об эпитимьях»).

Также и Домострой дает подробные наставления о посте и другие правила для христианина: как стоять в церкви, как молиться, как руки держать, как креститься, как целовать иконы: «Удержа в себе дух и губ не разеваючи, губами не плюскуя». Как вкушать просфоры: «Зубами не кусая, но кладя в рот невеликие кусочки и едя губами /как бабушки/, а ртом не чавкая». Домострой указывает и время приема пищи.

Создаются правила, где дело спасения принимает странный арифметический характер. «За место Псалтирю молви семь тысяч молитв: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, мя, грешнаго!», за кафизму — триста молитв, за славу — сто, за утреню — 1500 молитв, за великий нефимон — 500, за малый — 400 молитв».Действенность молитвы измеряли только часами, поэтому говорили, что придти в церковь после чтения Евангелия то же самое, что и совсем не ходить. Многие также смотрели и на посты. Не вкушая мясных и рыбных блюд, думали, что этого вполне достаточно. В 16 в. нарушение поста смотрели как на грех равный распятию Христа. Поэтому суровое наказание тому, кто нарушал пост. Митрополит Иона(1548-1561 гг.) с собором епископов лишил сана Ростовского Архиепископа Феодосия за то, что тот ради воскресного дня разрешил пост в Навечерие Крещения.

В монашеской мантии видели спасительное средство. В иночестве такой подвиг видели, который совершенно избавляет человека от епитимьи. Многие смотрели на мир, как на условие при котором невозможно спастись, избегали брака, разводились с женами, считая брак неполезным и даже грехом. А женщину считали сосудом греха и покоищем змеиным. /Запомните, кто еще не женат!/ Формально-обрядовое направление выразилось со всей ясностью в постановлениях Стоглавого Собора, и именно: сугубая аллилуйя, двуперстие и небритие бороды и усов рассматриваются здесь как догматы и «тайны великия», которые ограждаются анафемой. Именно в 16 в. говорили: «Образ Божий в бороде, а подобие — в усах». И ограждалось это анафемой! Какие были исторические предпосылки для брадобрития? Первые брадобреи на Руси были голубоглазые. Первыми у которых «оскоблено рыло», как выражаются старообрядцы, были люди, по мнению других, страдающие содомским грехом. (Для того чтобы нравиться другим)

Крестились в 16 в. только двуперстием и это тоже ограждалось анафемой. Греки в 16 столетии крестились троеперстием, но греки к тому времени уже уклонились от истинного православия, и русские выставляли себя истовыми православными. Ребята, я призываю вас обратиться к Голубинскому, к Каптереву, которые документально доказали, что в первом тысячелетии крестились одним перстом. Есть предположение, что крестились указательным перстом, либо большим пальцем. Начиная с 9 по 12 в. крестились двумя перстами, и русские сохранили двуперстие, а греки перешли в 13 столетии к троеперстию.

Иностранцев изумляло продолжительность богослужения на Руси, ну ладно изумляло католиков, протестантов, но ведь изумляло еще и православных Востока: греков, сирийцев и др. Сейчас обращаюсь к воспоминаниям Павла Олепского: «Православный сириец не мог найти достаточно слов для описания утомления и изнурения от бесконечно долгих служб». Он пишет: «Каждое «Господи, помилуй» певчие тянули четверть часа. В ектеньи «Рцем вси...» они повторяли «Господи, помилуй» более ста раз. Но еще усерднее молились в Московии». «Да почиет мир Божий, — восклицает Павел, — на русском народе, над его мужьями, женами и детьми за их терпенье и постоянство. Надо удивляться крепости телесных сил этого народа. Нужны железные ноги, чтобы при это не чувствовать ни усталости ни утомленья». После строгого поста и бдений в течение Страстной седмицы сирийцы так обессилели, что по словам Павла сама Пасха не могла более казаться праздником ни им ни кому бы то ни было из иностранцев, хотя бы он обладал силами Александра Македонского. (книга Льва Лебедева «Москва Патриаршая», в ней приложение) Память митрополита Петра праздновалась более торжественно, чем Рождество Христово. Патриарх приглашал к себе царя, бояр, духовенство. Сирийцев позвали в церковь еще с полуночи, было это зимою. От железного пола в соборе было невыносимо холодно. Павел божиться, что он и его Патриарх (Антиохийский) чуть не расстались с жизнью. Он хотел даже убежать из алтаря, но это было невозможно, так как царь стоял у северных врат алтаря, а у южных — царица. Пришлось терпеть. Зато по возвращении домой он не мог стать на ноги. Он говорит, что их (т.е. ноги) можно было спокойно резать, сажать в кипяток, но к крайнему изумлению автора, дети, даже маленькие девочки знатных бояр стояли в церкви с обнаженными головками неподвижные как статуи. А в Рождество Христово был такой холод, что вода для теплоты и Святые Дары замерзли и стали как камень. Сирийцы заворачивали руки в меховые рукава, они должны были простоять в церкви до вечера, да и по выходе едва сели за обед как их позвали на вечерню! И вот его резюме: «Все русские без сомненья святы, они превосходят своей набожностью самих пустынников». Вот такое одностороннее, формальное отношение к религии не могло жизненно влиять на нравственность. Вспомните оргии и пытки Ивана Грозного. Разбойники целыми ватагами ходили по селам и грабили, жгли и убивали. Терялось уважение и к Церквам. В период Стоглавого собора по селам буйствовали скоморохи, «они у крестьян сильно ели и пили, а потом из клетей животы грабили, а по дорогам разбивали. Муж держал в неволи свою жену и «сокрушал ребра своих детей», уча их послушанию и благочестию. Отец выбирал невест сыновьям и женихов для дочерей. В суде применялись телесные наказания и пытки. Народные забавы: кулачные бои, поединки. Ослабли семейные связи, мужья изменяли женам. Последние прибегали к потворенным бабам (т.е. тем, кто потворствует блуду), чтобы размыкать скуку теремной жизни. Дочерей отцы боялись выпускать на улицу, чтобы не нажить позора. Юноши пользовались косметическими средствами, брили бороды. Простой народ чуждался церковного освящения брака. Было распространено содомство в высшем обществе и среди монахов. Об этом смотри обличения и правила у писателей 16 века.

Я забыл вам сказать, почему от одноперстия перешли на двоеперстие? Причина очень проста. Она связана с ересью монофизитов. Жедание выражать наглядным образом исповедание двух естеств в Иисусе Христе в противоположность монофизитам, для которых один перст сделался символом одного естества.