Полоцкая

Смоленская

Коломеская

Суздальская

Сараньская.

Ростовская.

Новгородская.

5. Пермская. (не на Урале, а то что ныне Республика Коми)

По мере роста Московского государства в митрополию входили новые епархии:

– отвоеваны у Литвы и (3) вновь открытая Казанская. Размеры епархии очень велики. С преодолением феодальных усобиц и усилением Москвы крепнет и власть митрополита. Митрополит сам со своим собором избирал и поставлял епископа. Происходило это таким образом. Собор епископов выбирал трех кандидатов, митрополиту принадлежало решающее слово, он и выбирал из трех одного. Митрополит не мог равнодушно выслушивать, когда кто-нибудь из епископов называл его братом и посылал ему, этому гордецу, письменный выговор. Митрополита именовали святейшим. Он распоряжался делами Церкви как бы на правах патриарха. Митрополит имел, как великий князь, свой двор, бояр, имел своих отроков, стольников и свое войско (см. «Богословский Вестник» за 1905 г. 4-5 номера, статья Н.Ф. Каптерева). Однако, его власть все более ограничивалась все более и более усиливающейся властью московских князей.

Карташев пишет: «В одно и то же время Русская Церковь заявила свои права на независимость от Константинополя, а русский князь заменил по отношению к ней место Византийского императора, сделавшись ее представителем и главою». Следовательно, зависимость от патриарха перешла в зависимость от Великого князя.

С 16 в. московские князья стали даже обходить соборное избрание митрополитов, сами возводя их на кафедру. Вот так были избраны митрополиты: Варлаам, Даниил, Филипп 2-й. Митрополита Геронтия Иван III едва не лишил кафедры из-за того, что тот при освящении храма совершил крестный ход не по солнцу, как тогда выражались — «не посолонь». А митрополит Варлаам был посажен в заточение Василием III. А что уж говорить об Иване IV? Какова судьба Филиппа II? Какова судьба потаковщиков: Кирилла, Антония, Дионисия. Они так и называются потаковщиками, приспешниками, слугами.

Монастыри в период разделения Церкви.

Сильное развитие в обществе аскетических идей способствовало росту числа монастырей. К тому же исчезла опасность татарских набегов. К концу 16 в., т.е. к началу патриаршества возникло свыше 400 монастырей. Итак, скажем одним словом, в домонгольский период численно преобладали мирские монастыри, городские и подгородные. Правда, были и отшельнические монастыри.

Так вот в изучаемый период (с 1459-й по 1589 г.) монастыри были по размерам крупные и ничтожные. К крупнейшим относились Троице-Сергиев монастырь, (Лаврой монастырь стал с 1744 г.), Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Симонов монастырь.

Иосифо-Волоцкий монастырь находится в 200-х километрах от Москвы (г. Волоколамск). Кирилло-Белозерский монастырь находится в Заволжье, возле Вологды. Ферапонтов м-рь находится севернее Кирилло-Белозерского монастыря на 25 км. Симонов м-рь — в самой Москве.Я вам говорил, что такое Заволжье? Это верхняя Волга, которая течет по параллели, потом делает поворот вниз, с Севера на Юг. Так вот Заволжье севернее верхней Волги. Есть Заволжье Саратовское, есть — Нижегородское, это уже левый берег Волги, текущей с Севера на Юг.

Заволжские монастыри были ничтожно малыми. Здесь было по 6, 5, 3, 2 насельника. Монастыри, обычно, подчинялись епархиальным епископам, но были и такие, которые зависели от патриарха — Симонов мон-рь, от митрополита и князя. Таковых было 11 в разных епархиях. Были только княжеские: Покровский, Лыщиков монастыри в Москве. Вот эти лица были не только покровителями, но и распорядителями монастырей. Они назначали монастырское начальство.

Были монастыри приписные, т.е. к крупным монастырям приписывали маленькие. У Троице-Сергиева монастыря были приписные обители, Кирилло-Белозерского. Иногда к мужским монастырям приписывали женские, например — Хотьков монастырь был приписан к ТСЛ.

Были обители смешанные. Название Оптина монастыря будто происходит от того, что население его было общим. Против них боролась церковная власть, например митрополит Фотий. Московский Собор 1503 г. запретил такие монастыри. Стоглавый Собор 1551 г. О чем это говорит? Соборы постановляют, а монастыри сохраняются!

Управляли монастырями архимандриты (озн. начальник овец), игумены (от слова «гегемон» — руководитель). Иногда женскими монастырями управляли игумены. /Однажды, в царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) во главе женского монастыря был поставлен гвардеец. Потому что игуменья была отправлена в Петербург по политическому делу. Вы можете себе представить? Блестящий офицер во главе женской обители! Щуку бросили к карасям. /А службу там совершали иеромонахи.

Митрополит Макарий Московский (1542-1563 гг.) прекратил это. Стоглавый Собор 1551 г. указал — «Служить только бельцам в женских монастырях и не вдовым». В крупных монастырях были также: казначей, келарь и собор старцев. /Вчера один заочник говорит: «В монастырях были казначей, киллер…После экзамена, ребята, выходишь больным. Вот он стоит рожает, а ты как акушер помогаешь и как выжатый лимон выходишь./

В общежительных монастырях было все общим, даже вода выдавалась только в трапезной, как в египетской Фиваиде. Доходы тоже были общими. В отшельнических монастырях и скитах было больше самостоятельности, своя келья, находящаяся на определенном расстоянии от других.

Источники доходов в монастырях:

1. От поступающих в монастыри требовались вклады. (до 300-400 р.) В 1551 г. вклады были запрещены Стоглавом.

2. Сбор пожертвований.

3. Пожертвования богомольцев, паломников.

4. Руга от правительства (это избранным монастырям).

5. Вклады богомольцев на помин живых и умерших.

6. Льготы (монастырские крестьяне освобождались от податей княжеских, от яма — дорожная пошлина, от мыта — торговая пошлина /отсюда название станции «Мытищи»/, от танги — гербовая бумага для написания важных документов(?)) И вот этим самым монастыри привлекали себе крестьян. Например, монастырь объявлял, что поселившиеся вблизи монастыря крестьяне, освобождаются на 10 лет от подати. И крестьяне снимались и селились на новое место, и так образовывалась слобода: Троицкая слобода, Александровская и др. А потом монастыри получали от крестьян продукты, хлеб и др.

7. А главный источник доходов — земля. Промыслы соляные, рыбные и т.д. Самыми богатыми монастырями были: Троице-Сергиев монастырь, кот. к концу 17 в. имел целую волость в 88 больших сел, что составляло 113 тыс. десятин (десятина — гектар). Ежегодный доход ТСМ составлял 100000 руб.! Кирилло-Белозерский монастырь тоже был очень богат.

Монастыри были центрами просвещения, художественного и литературного творчества. В некоторых монастырях было летописание. В монастырях были крупные книгохранилища. Пустынные монастыри «шли, — как выражается Ключевский, — к студеному морю-окияну».

Монастыри занимались благотворительностью. Иосифо-Волоцкий и Кирилло-Белозерский монастырь в голодные годы ежедневно кормили по 600-700 человек, ибо, как говорили в старину, «церковные богатства — нищих богатства». Вот такое богатство порой портило некоторых монахов.

Отрицательные черты монастырей: бродяжничество, в некоторых монастырях был свободный доступ мирян, деспотическое отношение настоятелей к инокам, монастырское начальство порой отказывалось от общей трапезы, при больших монастырях возникает класс профессиональных нищих.

Богатство крупных монастырей давало и вредные последствия. Ключевский пишет в своей «Русской Истории»: «Братство такого монастыря представляло из себя черноризческое барство, на которое работали сотни и тысячи крестьянских рук, а оно властно правило своими многочисленными слугами , служками и крестьянами». «В больших монастырях было много родовитых постриженников, которые и под монашеской рясой сохраняли воспитанные в миру чувства и привычки правящего класса».

Я вам говорил о деспотическом отношении настоятелей к инокам. Вот что сказал Иван IV на Стоглавом соборе: «В монастыри постригаются не ради спасения души, а покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать».

Монастыри вопреки церковным правилам отдавали деньги в рост, особенно в суду своим крестьянам. Иногда, как пишет известный нестяжатель, друг Максима Грека, Вассиан Косой, налагали лихву на лихву, проценты на проценты. У несостоятельного должника отнимали корову или лошадь, а самого с женой и детьми сгоняли с земли.

Стоглавый собор постановил: «Архиереям и монастырям деньги и хлеб давать крестьянам своих сел без роста, чтобы крестьяне за ними (т.е. на монастырских землях) жили, от них не бегали и села их не пустовали бы». Зиновий Оттенский пишет: «Плакать хочется мне от жалости сердечной: руки скорчены от страданий, кожа как воловья истрескалась, лица осунулись, ноги и руки посинели и распухли, а именья у них так много, что нищие больше имеют. Обыкновенная пища их — овсяный невеяный хлеб, ржаны колосья толченые и без соли. /Одному казанскому святому, когда он был в темнице, бросали ржаной сноп и он так питался./ В питье –вода. Варево — листья капусты. Зелень — свекла и репа. Овощи — рябина и калина, а об одежде, что уж говорить!» Это образ монаха из области Северной Фиваиды.