Святитель митрополит Алексий
(1353 — 1378 гг.)
– тоже четверть века правил. В том же году вступил на престол Иван Иванович Красный. Почему он так прозван? Говорят, что из-за красоты, благолепия, но не только. Говорят, он родился на Красную Горку. Его наметил в наследники престола еще Феогност. Родился в конце 13 в. » в 1300 г. Сын боярина Черниговского выходца из Малороссии, переселившегося в Москву к Даниилу Московскому. Московский князь был крестным отцом /представляете, что ждет человека, если его крестным отцом является великий князь Московский? Все уже предрешено./ Будущий святитель носил в миру 2 имени: Симеон и Елевферий. Одно давалось при рождении, а другое при крещении на 8-й день. Одаренный Елевферий еще в детстве, как говорит документ «изучися всей грамоте» и в ранней юности «всем книгам извыче». В 20 лет подстригся в Богоявленском монастыре. Феогност взял его на святительский двор и поручил ему заведовать сразу судебными делами, творить митрополичий суд. 12 лет он был верховным судьей. Здесь он изучил при дворе греческий язык. В 1352 г. митрополит посвятил его в епископа Владимирского на Клязьме. А в 1353 г. Алексий отправился в Константинополь за поставлением в митрополиты. Но там его продержали целый год. Давая понять, что русский не желанен для поставления в первосвятители. Наконец, рукоположили, уважая его добродетельную жизнь, его образованность. Но вот несчастье! Прямо при Алексие митрополитом литовским был поставлен некий Роман, родственник литовского князя Ольгерда. Резиденцией литовского митрополита был Новогрудок или Новгород, это от Вильны » километров 100. /Кстати, из Новогрудка происшел великий востоковед, профессор Петербургского Университета. Он был старостой университетского храма, участник 2 Московского Собора 1917-18 гг. Умер в 1920 г. от голода. Ему принадлежит два огромных тома История древнего Востока. Кстати, на Соборе 1918 г. он настаивал на переводе богослужебных книг на русский язык. Сам великолепный знаток славянского языка, он еще, будучи семинаристом, сочинял службы святым на церковнославянском языке./ Роман сел на кафедру в Новогрудке. Началась борьба между Алексием и Романом за Киев. Официально митрополиты носили титул «Киевский». Это была борьба кошельков. Киев был утвержден за Алексием, но Роман раньше уехал и попытался утвердиться в Киеве, но как пишет документ: «не прияша его кияне». Роман, конечно, был недоволен. Он присвоил Брянск, отнятый Ольгердом у Москвы, претендовал на Тверь. Алексий, прибывший в Киев, был захвачен Ольгердом, но Алексию каким-то образом удалось бежать. Борьба их окончилась смертью Романа. Патриарх Филофей и Константинопольский Собор определил, чтобы Литва не отделялась от всероссийского престола. Но это не выполнялось. Алексий, как и прежний митрополит, боролся за первенство Москвы, при Иване Красном (1353-1358 гг.) — это отец Дмитрия Донского, Алексий был главным советником Великого князя. Дважды Алексий ходил в Сарай. Хан Чанибек просил прислать главного попа, а то, дескать, пойду на вашу землю. Первый раз ходил, чтобы исцелить ханшу Тайдулу, которая ослепла. Второй раз в 1358 г. он посетил свирепого Бердыбека. Он, когда добивался власти, умертвил 12 своих братьев. Летопись пишет: «Многу истому приим святитель Алексий от татар в это время и только с Божиею помощию и Пречистой Его Матери цел и невредим возвратился на Русь. Святитель отвратил новое опустошение земли Русской и добился нового ярлыка. Два года с 58 по 60 он, святитель Алексий проживал в Киеве, восстанавливая храмы и монастыри. С 59 года по смерти Ивана Красного (= 1358 г.) он стал опекуном его сына, несовершеннолетнего Димитрия. Вот так духовное лицо возглавляло государство, как например во Франции — Ришелье. Святитель помог получить Димитрию получить ярлык на великое княжение. Дело вот в чем, с 1359 г. по 62-й столицей Великорусского государства был Нижний Новгород. … конец кассеты …
Нижний Новгород был столицей, во главе, Великим князем был Димитрий Константинович. А вот, в 62 г. великое княжение возвращено Москве с помощью святителя Алексия. С этого года началось постоянное и никем неоспариваемое сидение великих князей в Москве. И в этом же году престол церковный из Владимира был перенесен в Москву. Митрополит Алексий благословил Дмитрия Ивановича на брак с дочерью Нижегородского князя Дмитрия Суздальского Евдокией. Я сказал Нижегородского, а затем Суздальского — это одно и тоже, тогда было единое Суздальско-Нижегородское княжество, князем был, повторяю, Димитрий Константинович. Вот так породнились два противника. Этот брак был династический и политический . Молодой Димитрий женился на дочери старого Димитрия Константиновича, и так Нижний Новгород был покорен Москве. Евдокия — в монашестве Ефросиния, причисленная потом к лику святых. Но вот с этим присоединением Нижнего к Москве и с этим браком не согласился брат Димитрия Суздальского Борис Константинович. И вот тогда Великий князь Димитрий Иванович направляет в Нижний Новгород преподобного Сергия, чтобы подчинить Бориса. Митрополит отнял у епископа Суздальского по праву ставропигии Нижний Новгород и Городец. А преподобный Сергий закрывает в Нижнем все храмы, когда нижегородцы не хотели подчиниться. Вот так Церковь служит светской власти. Это практика Римо-Католической Церкви. И что ж? Борис вынужден был бежать.
Алексий очень расположенный к монашеству открыл в Москве женский Алексеевский монастырь в 61 г. В том же году на берегу Яузы — монастырь Святого Спаса, настоятелем которого стал ученик преподобного Сергия Андроник. В 1365 г. восстановлены им 2 древних монастыря:
1. Благовещенский в Нижнем Новгороде (Осн. 1221 г., но пришел в ветхость. И когда отправился свт. Алексий в Сарай, он проходил через Нижний Новгород и останавливался на месте Благовещенского монастыря. Дал обет его восстановить)
2. Во Владимире на Клязьме монастырь Константина и Елены.
За 25 лет своего святительского служения он рукоположил более 20-ти
епископов. Погребен был в Чудовом монастыре, которого сейчас нет. В 1431 г. 20 мая были обретены его мощи. Он оставил литературное наследство:
1. Знаменитое Евангелие, собственноручно написанное им и переведенное с новогреческого. Пожалуй первый перевод Евангелия на русский язык.
2. Окружное послание к пастве.
Послание к нижегородцам с требованием подчиниться Москве.
СМУТЫ В МИТРОПОЛИИ ПО СМЕРТИ СВТ. АЛЕКСИЯ (=1378 г.)