РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ТАТАР.

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПРИ МОНГОЛО — ТАТАРАХ.

МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД.

(1237 — 1458 )

В этот период митрополитами были:

Кирилл 1239 — 1281;

Кирилл 2 (по Голубинскому 3);

Максим 1283 — 1305 ;

Пётр 1305 — 1326 ;

Феогност 1328 — 1353;

Алексий 1353 — 1378;

Киприан 1378 — 1406;

Фотий 1408 — 1431;

Исидор 1436 — 1441;

Иона 1441 — 1461.

Чингисхан не придерживался никакого определенного мировоззрения. Однако признавая бытие единого верховного существа вместе с тем боялся и всех остальных божеств: буддийских, мусульманских, христианских, всех божеств и желал их всех задобрить одинаковым покровительством духовенству всех вер. Его преемники также относились к этому. Например хан Менке так ответил миссионеру Рубруку: « Все люди обожают одного и того же Бога и всякому свобода обожать его как угодно». В Монголии было два племени христиан — несториан: уйгуры и кераиты. Поэтому при дворе хана были и христианские священники. Марко Поло рассказывает: « В день Пасхи хан Хубилай, зная, что это один из главных христианских праздников велел всем христианам явиться к нему со Св. Писанием. Окурив книгу ладаном он благоговейно поцеловал её, то же должны были сделать по его приказанию и все вельможи. Это всегдашний обычай при всяком большом празднике христиан на Рождество и пасху. То же он соблюдал и в праздники сарацин и иудеев, язычников. На вопрос зачем он это делает отвечал: « есть четыре пророка, почитаемых и обожаемых четырьмя племенами мира: христиане почитают Христа, сарацины Мухаммеда, иудеи Моисея, язычники имеют самого высшего бога Согомона — Бар — кан. (хан), а я почитаю всех четырёх и молю о помощи себе того, кто в самом деле выше всех из них». Христиане получили при монголах не только терпимость, а прямое покровительство ханов, потому что уйгуры были дельцами и чиновниками. Кераиты дали Чингизхану жён для сыновей (это до нашествия на Русь). У дверей шатра хана была христианская часовня, где совершалось богослужение и слышался колокольный звон. Когда татары пришли на Русь в 1246 году ими была произведена перепись населения (податная). А духовенство было исключено из податной переписи и оставлено в покое. Это было в 1246 году. Изменилось ли отношение татар к христианам, когда татары приняли ислам в 1313 году. Ханы по-прежнему держались законов Чингизхана « Яз-наме?».

Епископ города Угрожска (Угрож) Иоасаф объявил себя митрополитом киевским. Князь Даниил Галицкий, вернувшись домой снял с него даже сан епископа, а киевским митрополитом нарек архимандрита Кирилла (только нарёк). Кирилл отправился в Византию, в Никею, к патриархи, и хиротонисанный патриархом вернулся домой не позже 1249 (точно дата не известна) года (то есть он был санкционирован патриархом). Кирилл в Киеве не задержался, он ушел на северо-восток, во Владимир-на-Клязьме, так как Киев стал захудалым поселком (после татарского нашествия). Но и во Владимере он не остался окончательно — он странствовал, как пишет летопись "странством прохождаше грады всея Руси, учаше, наказуюше, исправляше" Но больше всего он задерживаля на севере. Вы помните, владимирский Серапион был убит в феврале 38 года, вместе с княжеской семьёй. Последний епископ владимирский Серапион убит в 38 году. Митрополит не спешил назначить туда нового владыку, будто хотел оставить столицу Владимир для себя, для своей резиденции. Почему же, спрашивает Карташов, он склонялся к Владимиру? В чем дело? Почему он не остановился у Даниила в Галичине? Может быть потому, что Даниил тесно сносился с папой, с западом, получил королевский титул от папы и был коронован и миропомазан папским легатом. Правда потом он отказался от короны. А почему? Есть мнение, что отказался под влиянием татар, ведь латинский запад был противником татар. (Татары явились и потребовали от него прекратить якшаться с западом). А северо-восточный князь Александр Невский помните как ответил латинянам? Они ему тоже предлагали корону. Александр Невский защищал православие от латинян. Кирилл ненавидел латинство. Возможно его так воспитали в Никее — после 204 года в Никее. Кирилл делал ставку на татар — Русь оказалась между молотом и наковальней, между латинским западом и татарами, также как и Александр Невский делал ставку на татар. Либо — либо, третьего не дано. Либо призывать на помощь татар, либо призывать на помощь латинян. Оба деятеля сделали ставку на Орду в борьбе за выживание. Пусть вас это не смущает, некоторые, я вижу, скептически улыбаются, что у Руси был выбор. Нет Александр Невский всегда с татарами жил в дружбе, зная, что если он будет бороться на два фронта, то будет раздавлен, и он использовал силу татар против латинян. Кирилл определил отношение русской церкви с татарами, сделав ставку на татар. И хан Менгу-Темир (Темир — значит железный) дал ему ярлык с привилегиями для духовных. Митропо-лит учредил православную епархию в Сарае — столице Золотой Орды. В этом контексте понятно, почему Кирилл учредил епархию — потому что сношения с татарами. Александр Невский сколько раз ходил к татарам? (Об этом будет ниже).

Кирилл в 274 году созвал собор во Владимире-на-Клязьме (Запомните этот собор, он имеет очень большое значение). Собор принял следующие постановления: против симонии (святокупства) и сребролюбия епископов; во-вторых против литургических нарушений; в-третьих против духовных лиц, впадавших в зазорную жизнь, в-четвертых против бесчинных игр.

Вернемся к симонии. "Со священников при поставлении брать не более семи гривен для клира кафедрального, чтобы возместить неизбежные расходы. Рукополагать во священники только со испытом.

Против литургических нарушений. Что здесь имеется в виду? В ряде епархий (например новгородской) дьяконы изымали Божественный Агнец и до священников служили проскомидию.

Третий пункт — духовных лиц, впадавших в зазорную жизнь лишать сана, категорически. Не щадить, не снисходить. Это показывает нам, что Кирилл был крупным администратором.

Против бесчинных игр. Вы знаете, что много было бесчинных игр. В частности, поединки. Запрещались в праздничные дни (в остальные дни, по-видимому не запрещались). В поединках в празднчные дни не совершать (средневековых поединков), — имеется в виду судебных поединков. Убитых на них не отпевать, а священников, которые бы осмелились на отпевание, лишать сана. Кирилл был строгим и, можно сказать, смелым реформатором.

Затем Карташов обращает внимание (никто до него не отмечал) на одновременность этого собора с Лионским униатским собором, на синхронность владимирского собора 1274 года с униатским собором. "В связи с циничным поворотом на унию византийского императора Михаила Палеолога наш митрополит был озабочен улучшением и исправлением Русской Церкви. По видимому этими пастырскими заботами можно оценить приобретение нового перевода Номоканона Св. Саввы Сербского". Кирилл был другом и единомышленником Александра Невского в выборе союзников. Он был во Владимире когда скончался Александр Невский в 1263 году во время возвращения из Сарая. Скончался в городецком монастыре близ Нижнего Новгорода. По преданию когда Кирилл совершал Литургию и молился о благополучном возвращении владимирского князя Кирилл поднял взор и увидел перед собой как живого князя, который озарённый небесным сиянием буд-то на крыльях вознёсся и скрылся из глаз митрополита. Владыка понял, что Александра не стало. "Дети мои милые, знайте, что зашло солнце земли русской". Проговорил он сквозь слёзы. А когда народ недоумевал, объявил о кончине Александра. Отпевали его во Владимире. Сам Кирилл скончался в 1281 году в Переяславле Залесском, но погребён был в Софийском соборе Киева как киевский митрополит. Его преемником стал Св. митрополит Максим.