УСТРОЙСТВО КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Когда Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, игуменом оставил Варлаама. Монахи выпросили у князя всю землю (в средние века нет земли без господина), возвели здесь церковь, кельи, ограду. Так возник монастырь. В 1062 году игуменом стал Феодосий. При не число братии возросло до 100 человек. Он решил ввести общежитие. Бывший насельник скопец Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря. Преподобный был очень беспокойным игуменом: он обходил кельи и изымал лишние вещи, пищу и сжигал на костре. Ночью он обходил кельи и слушал чем занимается каждый брат. И если слышал празднословие, то бил жезлом по двери и выговаривал утром тех, кто собирался посплетничать. Он внушал монахам не расслабляться, но крепко быть монахами. От подчиненных требовал безусловного подчинения. Всякое ослушание рассматривал как тяжкий грех. Он воспитывал личным примером. Если монах отказывался от работы, то делал её сам. Если кто-то провинился, то он плакал о нём. Легко прощал и случалось, что братия пользовалась его снисходительностью. Всё же при нём в монастыре был порядок. Приходилось терпеть неприязнь, насмешки. Даже выборы его приемника были игнорированы братией. До нас дошли его обличительные проповеди. Больше всего он выступал против национального порока (пьянства). Он так пишет:" Одни ползают на коленях будучи не в состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух. Выгнать беса из бесноватого одному священнику легко, а выгнать беса из русского пьяницы — всех священников мира не хватит". Был нетерпим и суров к неверующим и иноверцам. Уча своих последователей жить в мире с врагами объясняет, что речь идёт о личных врагах, а не о врагах Христа. Кто хвалит свою веру и чужую — тот двоеверец. Он ходил в еврейский квартал, спорил с евреями или пострадать от них. Осуждал гусляров и скоморохов, которыми любил тешиться великий князь Святослав Ярославич. Однажды застав князя забавляющимся скоморохами, преп. Феодосий склонил голову и тихо спросил: " А что, на том свете так ли будет ?" С тех пор прогонял скоморохов при появлении Преподобного. Он умел быть твердым и неотступным, когда дело шло по неправде. Он не ведал страха, укорял Святослава, отнявшего власть у своего брата. Отвергал все приглашения Святослава и не желал поминать во время Литургии узурпатора. Преподобный был духовником многих. Князь и бояре приходили к нему исповедывать свои грехи. Отсюда и пошёл обычай избирать своими покаяльными отцами преимущественно монахов. Надо подчеркнуть одну черту Феодосия — это полное доверие промыслу Божию; он не надеялся ни на какую земную помощь. Запрещал братии печься о завтрашнем дне, развивать начало хозяйственности, жаловаться на нужду. Напоминал слова Христа: " Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, тогда всё приложится вам". Иногда братия не знала, что будет вкушать на следующий день. Она не обманывалась. Лавра жила милостыней, которую она получала в изобилии от князя, от мирян. Преподобный Феодосий построил недалеко от Лавры дом для нищих, слепых, больных. Каждую субботу посылал в город воз хлеба для заключённых. Даже разбойники, пытавшиеся ограбить монастырь находили в нем накрытый стол. Преподобный отсылал их с милостыней и не возбуждал против них процесса. В течение двух лет он ухаживал за больным монахом Исааком так ослабевшим телом и душой, что не мог ни встать ни сесть (ходил под себя). Преподобный ухаживал за ним с материнской нежностью, кормил его, одевал, учил снова ходить и есть как ребёнка. Скончался он 3 мая 1074 года. Он стал первым Святым, почитание которого было установлено всей Русской Церковью. Канонизован в 1091 году.
Прохор Лабодник (Лебёдник). Он никогда не ел хлеба, а питался лебедой. Вместо соли употреблял золу. Николай Святоша первый князь — инок (из черниговских князей). Три года нес послушание на поварне, ещё три года был привратником. Безмездный врач Агапит всю жизнь занимался тем, что безвозмездно ухаживал за больными.
По подсчётам Голубинского в 13 веке было около 70 монастырей (68). В Киеве было 17. Среди них Св. Георгия и Св. Арины. Первый монастырь Св. Георгия строился долго и был закончен только после 1051 года. Эти два монастыря находились на полном обеспечении княжеского двора. Это были аристократические монастыри. По четыре монастыря имели Переяславль, Чернигов, Полоцк. В Смоленске было пять монастырей. Из смоленских святых особо известен Авраамий Смоленский. Он принял на себя добровольное нищенство, юродство. Затем он принял постриг. Он был книжен, не простец. Его любимыми авторами были Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин. Был смелым проповедником. Проповеди Авраамия носили мрачный эсхатологический характер. Он жил в то время, когда можно было услышать такое изречение: " Не чти много книг, да не во многую ересь впадеши". Душеполезным считалось в простоте угождать Богу. Многие считали идеалом человека такого человека, который: " Астрономы не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывах, аз бо умом груб и словом невежа. Не учен диалектике, риторике и философии, а разум Христов в себе имам". И вот Авраамий был очень книжным. Его популярность навлекла на него подозрение в ереси даже в " Голубинной книге". Скорее всего это книга богомилов. Его судили и запретили служить Литургию. Два праведника предсказывают местному епископу, судившему Авраамия, что будет гнев Божий за гонения на Авраамия. Обещанная кара пришла — наступила страшная засуха. Молитвы народа и епископа были тщетными. Тогда епископ призывает Святого, снова расследует обвинение против него и "испытав, яко все лжа" прощает его и просит молиться за страждущий град. Последние годы прошли мирно; он был поставлен игуменом монастыря. Преставился от болезни после 50-ти лет подвижничества.
На юге были часты набеги половцев, поэтому подвижники искали убежище в лесах на севере, где находили мир и тишину. Великий Новгород превосходил Киев количеством монастырей. Их было 20, а во всей новгородской земле — около 30-ти. Главным монастырем значился Юрьев монастырь. О значимости этого монастыря говорит то, что игумен этого монастыря назывался архимандритом. Вторым по значимости считался Антониев монастырь, названый так в честь Антония Римлянина. Он был сооружён на средства Антония Римлянина. Он так назывался потому что был из немцев, из Рима. Ещё один крупным монастырём является Хутынский монастырь, заложенный в конце 12 века Св. Варлаамом Хутынским. В Ростово — Суздальской земле: 5 — во Владимире, 4 — в Суздали, 3- в Ростове, а в Переяславле, в Костроме, Нижнем Новгороде по одному. Во Владимире был наиболее известный Рождественский монастырь в котором находились очень долго останки мощей Александра Невского откуда бы ли перенесены Петром Великим в начале 18в. Рождественский Монастырь был основан братом Святого Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо, Прозван так за многосемейность . Всеволод Большое Гнездо основал Рождественский Монастырь во Владимире в 1192 году. Игумен также назывался архимандритом. В Боголюбове Андрей Боголюбский основал также монастырь . Боголюбов в километрах 15 от Владимир на Клязьме, там находился эамок Андрея Боголюбского и он же, Андрей, заложил там Боголюбский монастырь в 1158 году. Боголюбский монастырь основан там, где остановилась икона Владимирской Божией Матери, там где явилась ему Божия Матерь, и велела нести свою икону во Владимир на Клязьме . Многие монастыри владеют вотчинами и работниками на этой земле холопами.