МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО В КИЕВСКОЙ РУСИ.
Когда на Руси появились монастыри ? Летопись под 1037 годом сообщает о строительстве князем Ярославом Мудрым монастыря Св. Георгия, добавляя: " Черноризцы почаша множитися и монастыреве по чинаху быти". Монах Иаков говорит: " Князь Владимир на пирах ставил трапезу митрополиту с епископы, с черноризцы и попы". Следовательно монахи были и прежде. Преподобный Антоний Печерский вернувшись с Афона " ходи по монастырям". Преподобный Феодосий по его житию обходи в Киеве вся монастыря, хотя быти мних". Следовательно монастырей было много, но безымянных. Вероятно, честь в раскрытии этого вопроса принадлежит Голубинскому, потому что сохранилось мало документов об этом. И Голубинский реконструировал по греческому образцу монашество того времени. Вероятно, первые обители возникли в церковной ограде приходского храма или погосте в виде нескольких избушек-келий. Таким образом, к тому времени, когда Ярослав создавал Георгиевский монастырь насельники уже были. По Голубинскому в домоногольский период было 68 монастырей. 2/3 из них было построено князьями и боярами. Это мирские монастыри. Они строились в городах. 10 построены самими богатыми монахами. Летопись пишет, что многие монастыри поставлены князьями и боярами, но не такие, которые были поставлены "слезами, пощением, молитвою и бдением". Голубинский пишет о возникновении монашества.: " Изначально были монастыри несобственные (особножитные). Несколько человек, желавших монашествовать, соединялись в одно общество, ставили в одном месте келии каждый сам для себя. Эта монашеская слободка составлял собой монастырь. Так как монахи люди молитвы, имели нужду в храме, и представляли собой нищую братию, жили подаяниями от мирян (подати удобно получать в храме. то упомянутые слободки ставились при приходских церквах, в их оградах, отчего ограды во многих церквах России и до сего дня называются монастырями ". Какие же были монастыри по происхождению ? Это мирские монастыри, которые находились в городах, в миру. Они преобладали. Отшельнических монастырей в этот период почти не было. Типы мирских монастырей: митрополичий или епископский. Митрополит или епископ строил монастырь, чтобы отдыхать там от пастырских трудов и упокоиться по оставлении паствы. Князь строил для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьёй и за своих родителей или исполнял обет, который он давал в случае опасности. Князь мог основать монастырь по случаю знаменательного события. Тихвинский Успенский монастырь основан в память явления иконы Тихвинской иконы Божией Матери. Боярин или богатый купец создавал себе в монастыре место, где надеялся молиться и благотворить при жизни и лечь по смерти. Иногда монастырь строился целым городом или селом, чтобы обывателям было где постричься в старости и устроить душу по смертном поминовении. Все эти лица подражали грекам, имевшим фамильные монастыри и владевшим ими на правах ктиторов. Стефан преемник преп. Феодосия после изгнания из Лавры устроил при помощи бояр монастырь в Киеве. Монахи не усердствовали в строительстве обителей, потому что перед ними был пример греков. Они могли довольствоваться кельями в ограде церковной. Устав в этих безымянных монастырях был келиотский. Заслуга перп. Федосия в том, что он ввёл в Киево- Печерском монастыре Студийский общежительный устав. Это абсолютно нестяжательный устав, воспрещавший инокам иметь в кельях имущество, лишнее питие и пищу. Он так наставлял братию: " Нелепо есть нам, братие, инокам сущим и отвергшимся мирских собрания паки творити имений в келье своей. Темже братие довольны будем пещись об уставных одеждах наших, о пище, предложенной нам келарем, в келье от сицевых имети ничтоже". В этом великая заслуга преподобного Феодосия, также как и преп. Сергия. С чем ещё боролся Преп. Феодосий. Первым делом была борьба за нестяжательство. У греков был обычай: всякий, кто имел желание быть погребённым с честию покупал себе могилу в монастыре, и платил туда взнос на помин души. И у нас существовало поверие, что всякий, кто погребён в Печерском монастыре будет помилован, даже самый грешный человек. Это второе, против чего выступал Преп. Феодосий. Богатые люди приглашали монахов к себе в дома на трапезу, и даже задавали пиры в монастырях. Есть свидетельство. Митрополит Иоанн Второй пишет: " Иже в монастыре пиры творят, созывают мужи вкупе и жены и в тех пирех друг друга преуспевают, кто лучше сотворит пир. Сия ревность не по Бозе, но от лукаваго бывает ревность си". От греков позаимствован обычай пострижения при последнем издыхании. Летопись сообщает под 1168 годом: " Великий князь Ростислав Мстиславич когда отходил в мир иной рек отцу духовному, что ему отвечать пред Господом" занеже взборони (защити) ны от пострижения". В Киево — Печерском патерике сказано: " Кто говорит : постригите меня, когда увидите, что я буду умирать, то суетна вера и пострижения". Иноческое пострижение некоторыми воспринималось как таинство, второе крещение, избавляющее от грехов. Бывали случаи насильственного пострижения в политических целях в Греции. Так и у нас. В 1205 году галицкий князь Роман Мстиславич победил своего тестя великого князя Рюрика Ростиславича и постриг его вместе с женой, чтобы он больше не боролся за власть, но менее чем через год сам был убит. Постриженный Рюрик, сбросив монашеские ризы снова стал властвовать десять лет в Киеве и Чернигове. Карташёв пишет: " К счастью, люди одарённые незаурядною силою духа находят силы возвысится над несовершенством порядков и становятся теми праведниками, существованием которых искупается грешный мир. Наше монашество просияло выдающимися образцами сурового, жестокого иноческого подвига. Всем известны подвиги колосов аскетики — первоустроителей нашего монашества препп. Антония и Феодосия печерских".