ПРИМЕРЫ БЛАГОЧЕСТИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ.
Никакая другая религия не перерождала так неофита, как христианство. Первым примером нравственного обновления после крещения являет собой сам Св. Владимир. Вообще героями русского народного эпоса были всего два монарха: Св. Владимир и царь Иоанн Грозный. Мы уже знаем о нищелюбии Св. Владимира. (смотри соответствующий раздел). А сколько жён и наложниц было у князя — язычника. Всё он оставил и стал супругом единой жены — царевны Анны. На свою прошлую жизнь он смотрел как на грустное заблуждение. Нередко он молился взывая: " Господи, был я как зверь, жил я по-скотски, но ты укротил меня. Слава Тебе Боже!" Другой пример благочестия являют сыновья Св. Владимира страстотерпцы Борис и Глеб.
Они рождены от матери-христианки, По одной летописи мать называется болгарыней, по другой версии это дети царевны Анны. Борис родился не раньше 988 года, так что в 1015 году, году смерти ему было 25 — 27 лет. Летопись пишет, что это был красивый молодой юноша царски светел и разумен. От Владимира получил Ростов в 987- 990 году. А в 1015 году сначала был при отце (уже заболевшем), потом напали печенеги и отец отправил его со своей дружиной против врага. Во время этого похода отец умер, а киевский престол занял третий сын Святополк (Окаянный). Это сын гречанки, вероятно монахини, бывшей жены Ярополка. Он получил от отца в удел Туров, женился на дочери польского короля Болеслава Храброго, и так сблизился с ним, что хотел отойти к Польше. Св. Владимир арестовал его с супругой и бросил в темницу. Но перед смертью освободил их.
Не найдя печенегов Борис возвращается в Киев, и на обратном пути на берегу реки Альты близ Переяслава узнал о смерти отца. Святополк поехал в Вышгород и вызвал Путшу (убийца Бориса) и других вышгородских бояр и приказал убить Бориса. На Альту были посланы Путша с сотоварищи. Ближние Бориса предлагали ему согнать Святополка с престола, а он отвечал: " Не подниму я руки на брата старейшего. Умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца." Послы Святополка предлагали Борису лучший удел вместо Ростова и звали его в Киев на совет, Владимирова дружина почти вся разошлась. В ночь на 24 июля 1015 года было совершено кровавое злодеяние. Борису было уже открыто о готовящемся против него злодеянии. Своему священнику он повелел петь утреню, сам читал шестопсалмие и канон. Утреня окончилась, Он стоял перед иконой и молился: " Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой и меня пострадать для тебя. Умираю не от врагов, а от брата, Не поставь ему того в грех." Затем причастившись и простясь со всеми спокойно лёг в постель. Убийцы как звери ворвались к Борису и закололи его копьями, и думая, что убили вышли вон. Однако страдалец пришёл в себя и вышел из шатра. Один злодей ударил его копьём в сердце. Убийцы увезли его тело в Вышгород и погребли его в церкви Св. Василия. В 1019 году другой брат Ярослав Мудрый, одержав победу над Святополком и завладев Киевом собрал сведения о месте нахождения Бориса. Он перенёс в другую церковь мощи Бориса и Глеба. Тело Бориса было нетленно. Теперь Святополк Окаянный послал гонца к Глебу. Глеб родился примерно в 984 году. Летопись пишет о нём:" Добрый и смирный князь — щедрый и милостивый". В удел получил Муром. Гонец Святополка говорил Глебу: " Иди скорее — отец тяжко болен и зовёт тебя к себе". Глеб спешит в Киев. Ярослав, княживший в Новгороде, прислал сказать ему, что отец умер, а Борис убит. Глеб был под Смоленском, когда узнал о злодеянии. Он находился в ладье. Убийцы во главе с Горясером вошли в его ладью, но их предвосхитил повар — торчин, не любивший хозяина. Он схватил голову Глеба сзади и вонзил нож в гортань. Это случилось 5 сентября 1015 года. Убийцы вынесли тело князя из лодки и бросили в глухом лесу. Оно было найдено и погребено в Вышгороде. Святополк убил ещё одного брата Святослава в земле древлянской и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом, из которой победителем вышел Ярослав с помощью варяжской дружины. Почему Глебу воздаётся одинаковое с Борисом почитание ? Потому что он добровольно отдался в руки убийц. Он сказал: " Если ты получил милость у Господа (говорит горюя о брате) моли Его, чтобы и я пострадал как ты. Лучше мне быть с тобою, чем в этом злом мире". А вот Святослава не чтут, потому что мы не знаем обстоятельства его смерти.
Третий пример благочестия являет собой великий князь Изяслав Ярославич — старший сын Ярослава Мудрого. Престол получил в 1054 году. Он предстает пред нами как человек тихий, любящий правду и не мстительный. Он простил киевлян, изгнавших его и разграбивших его дом. Простил и брата Всеволода. Даже защитил его от врагов, положив за него свою голову. Это в том мире, где господствовал закон "зуб за зуб и глаз за глаз".
Владимир Мономах постоянно помнил заповеди Божии, избегал лени и роскоши. Имущество тратил на бедных, на строительство храмов, помогал духовенству. " Был нищелюбив, правдолюбив, не горд". Завещал своим детям: " Ни правого, ни виновного не убивайте". Один князь убил в усобице сына Мономаха Изяслава. Вот что ему пишет отец убитого: " Долго печальное сердце мое боролось с законом христианина обязанного прощать и миловать. Убив моего сына и твоего крестника, видя кровь сего агнца, видя сей юный увядший цвет, ты не пожалел об нем, не пожалел о слезах отца и матери, не хотел написать ко мне письма утешительного. Не укоряю тебя безвременной кончиной любезного мне сына. Если имеешь совесть, если захочешь успокоить мое сердце и напишешь ко мне грамоту без всякого лукавства, то обратишь к себе наше сердце и будем жить ещё дружелюбнее прежнего. Я не враг тебе и не хотел крови твоей. Если захочешь умертвить моих сыновей — твоя воля. Богу известно, что я желаю добра отечеству и братьям. Не боязнь и не крайность заставляют меня говорить таким образом, но совесть, душа, которые мне всего на свете драгоценнее". И это слова отца, потерявшего сыны ! Дети его были достойными отца. Мстислав, ревнуя о славе Божией строил храмы, кормил нищих и был неизменно великодушен. Отец как-то сказал о нём:" Сын- юноша устыдил отца своим великодушием.
Прславились Св. Анна — сестра Мономаха (монахиня в Киеве), Св. Евфросиния — дочь Святослава Полоцкого, основавшего монастырь в Полоцке. Евфросиния скончалась во время паломничества в Иерусалим. Это очень редкие люди в Киевской Руси, в том варварском обществе. При слабом усвоении христианства в народе неудивительно то, что святые появились в высших слоях тогдашнего общества. " Восходящее солнце Православия озаряло ещё только вершины. Низменности лежали ещё в прежнем мраке.