ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Культ и обряды постоянно развивались, как и всё в Церкви.. В сохранившихся служебниках проскомидия была простым и кратким приготовлением к литургии и состояла из одной или двух молитв и совершалась только диаконом. В древнерусской церкви Отче наш и Верую читались. Литургия совершалась на одной просфоре, потому что число просфор не было определено. По студийскому уставу служили иногда в монастырях на семи просфорах. Правило митрополита Георгия (с1062 года) предлисывало христианину причащаться каждое воскресение Великого Поста, дважды на Страстной неделе, а также в каждый большой годовой праздник и особенно в Петров пост. Однако не все так поступали, даже не многие. Поэтому митрополит Иоанн Второй требовал, чтобы хоть раз в году православный причащался. Причащались обычно в светлый день Пасхи.

Когда рождался человек, ему давали имя, нарекали. Это в восьмой день. Крестили же в сороковой день и до трёх лет, но не позже. Если ребёнок рождался слабым, то его крестили тотчас же, чтобы не умер несвершённым. Перед крещение было необходимо оглашение. Если это инородец — его оглашали в течении сорока дней при обязательном сорокодневном посте. Оглашение славянина — в течение восьми дней с постом. Обычно крестили через погружение, а младенцев — через обливание. Крестили перед литургией. На великом входе новокрещённого младенца приносили на руках, а взрослый сам шёл впереди служащих со свечами. Миро привозили из Константинополя. Чтобы на больше его хватило иногда смешивали с маслом. На восьмой день после крещения совершался так наз. Обряд разрешения. Он заключался в том, что с крещаемого снимались белые одежды и знаки миропомазания. Если крестился латинянин, его не перекрещивали. Его переход осуществлялся через миропомазание.

При покаянии часты были злоупотребления. Иногда епитимью заменяли заказными обеднями. (годовую епитимью — тридцатью обеднями ). Владыка Нифонт отвергал такое покаяние ибо богатый мог всегда грешить. Иногда матушка несла епитимью мужа.

Церковные браки совершались редко. В народе ходило мнение, что венчание — это для богатых, знатных людей. В брак вступали восьмилетние девочки и десятилетние мальчики. Эти случаи зафиксированы в летописи. Под 1196 годом упоминается об этом.

Погребение совершалось в нерегламентированное время. Это только при Петре вошло а практику погребать на третий день. Епископ Нифонт предложил погребать до захода солнца: " То бо есть последнее видит солнце до будущего воскресения". Многие заказывали сорокоусты по себе при жизни. Это запрещал епископ Нифонт.

В древней Руси, когда слабо было просвещение, не было правильного исповедания веры. Преобладало обрядоверие. Обрядоверие это магия.! В уставе Ярослава стрижка головы и бороды считалась преступлением. Большое внимание уделялось кулинарии: что можно есть и что можно пить. Ещё одно средство внешнего богоугождения полюбилось русским — это паломничество во Святую Землю. Дорога к Иерусалиму в Киевской Руси стала проторённой. Русские по каждому поводу давали обет сходить в Святый Град.. Три — пять лет шли туда, бросая дом, детишек. Нифонт говорил, что многие совершают паломничество, чтобы праздно есть и пить. В 12 веке вышел закон, запрещавший лишние путешествия. Ограничивались паломничества. Спор о постах был очень актуальным в то время. Это время обострения обрядоверия. Показателен в это время спор о постах. Это прямая противоположность Западу, где просвещение процветало, там касались более высоких предметов. В 1157 году между ростовцами и местным епископом Нестором началась сущая война из-за вопроса надо ли держать пост в среду и пятницу, если они приходятся на великие праздники. Епископ, полагаясь на греческую традицию требовал поста. Против него выступил известный протопоп Феодор, который считал возможным отменить пост не только в Господские праздники, но и в дни великих святых. Его поддерживал великий князь и ростовцы изгнали Нестора. Епископа поддержали митрополит Константин и патриарх Лука. В Ростов был послан новый епископ Леон (Леонтий), который настаивал на посте в среду и пяток в дни Господских праздников. Ростовцы выгнали и его. Он обиделся на русских и уехал в Грецию. Временно победила линия Феодора. Постепенно спор улёгся на севере, зато он разгорелся на юге, в Киевской земле. Сторонником Нестора был митрополит Константин, а вот Печерский монастырь был против во главе с игуменом Поликарпом. В Киеве собрался собор, на котором мнения разделились. Митрополита поддерживал князь Мстислав . Другая партия хотела, чтобы вопрос решали епархиальные архиереи, третья партия — вынести вопрос на суд патриарха. Собор был распущен, игумен арестован. Все эти события вызвали смуту в Киеве. В эту пору вступают войска Андрея Боголюбского. Жители Киева объясняли это гневом Божиим за Поликарпа.