АРХИЕРЕИ.

Первыйи самый главный источник — десятина. Она давалась только епископам. Давалась только вотчинниками, теми, кто имел недвижимость и получал оброк. Крестьяне, мещане, ремесленники, купцы десятину не платили. Десятина известна из первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов, например Успенской церкви некоторых других. В " Повести временных лет " сказано: " Св. Владимир говорил: Даю церкви сей (Св. Богородицы ) от имения моего и от град моих десятую часть." В состав княжей десятины входили: десятина от княжеских даней (от всякаго стада и всякого живота — от всего имения ); десятина от поступлений княжеского суда, то есть от вир и продаж, что входит в княж двор всего; десятина от княжеских торговых пошлин (десятый торг, из торгу десятах неделя ).

Второй источник доходов епископата — доходы с земельной собственности — с недвижимых имений. Андрей Боголюбский, желая создать во Владимире митрополичью кафедру передал Успенскому собору " много именья и свободы купленныя и з даньми и села лепшия идесятины в стадех своих и торг десятый." Вот так владимирский епископ стал богатым феодалом. Епископы владели целыми городами (владимирский епископ владел городом Гороховцом ). Разумеется, с работниками на земле.

Третий доход. Это доходы от кафедральных приходов — добровольные приношения прихожан, взимание с них платы за требы.

Четвёртый источник — вклады в церковь. В монастырь в виде сосудов. Крестов, дорогих облачений, книг и т д. Андрей Боголюбский в Боголюбове " церковь златом же и каменьям драгим и жемчугом украси ю, иконами бесценными и великими узорочья удиви." Это всё на вклады православных.

Пятый источник. В ведении иерархии находилась служба мер и весов. Церковь осуществляла надзор за мерами и весами и получала пошлины с торговцев. В её ведении соблюдать меры верными, не уменьшать. Не увеличивать, и отвечать за них в день страшного суда как за человеческие души.

Шестой источник — за производство церковью суда. Епископы получали судные пошлины. У нас все семейные дела были переданы церковному суду. Кроме духовных лиц суду подчинялись просфорники, паломники и все те, кто был связан с богадельнями. Больницами. Гостиницами.

Седьмой источник. Временные пошлины архиереям за поставления духовенства. Это составляло труд. Епископы превышали плату.

Восьмой источник. Временная пошлина епископу — плата за благословение браков. А вот в Византии при Константине Мономахе каждый вступающий в брак мужчина платил епископу одну золотую монету, а женщина должна была дать полотна 12 локтей.

Девятый источник. Ежегодный дар священников епископам при их приездах к епископу на т. наз. Сборы по кунице.

Десятый источник. Дар епископам с мирян: похоронные пошлины — за дозволение хоронть умерших без причастия, скоропостижно; пошлина почеревная — штраф с женщин родивших от прелюбодеяния; с церквей пошлина за антиминс и за освящение; пошлина с монахов " посошная" за поставление в игумена.

Конечно, доходы епископов были более чем достаточно. Если учесть при этом обширность русских епархий. Границы их совпадали с границами княжеств. Голубинский называет епископов " господами самой большой руки". Не просто господами ! (Господами самой большой статьи). Это отличало их от греческих епископов, которые назначались во все, даже самые малые уездные города страны. Поэтому здесь их было бесчисленное множество. Григорий Богослов называл греческих архиереев микрополитами. Голубинский по этому случаю пишет: " Если к большей части греческих епископов шло вот это название (микрополитов ), то напротив, наибольшая часть русских архиереев вместе с епископом Симоном владимирским имели право называть свои епархии целыми землями и восклицать о великом множестве находящихся в них городов и о том кто их епископов не знает. И они считали себя одним из самых первых чинов в государстве и это их надмевало. И одевались они роскошно и изыскано, хотя 16-е правило Седьмого собора гласит: " Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния, сего ради епископы или клирики, украшающие себя светлыми одеждами да исправляются. Аще же в том пребудут — подвергати их епитимьи. " Благотворительствовали ли епископы. Ведь богатство Церкви — это нищих богатство. Знаток летописей Голубинский говорит: " Епископы Киевской руси были людьми благотоворимыми, а не благотворящими. Епископ переяславский Ефрем единственный из епископов тем, что он имел охоту употреблять средства на дела общественные, употреблял свои личные средства. Голубинский сначала по этому поводу обращается к Лаврентьвской летописи: " Се бо Ефрем скопец, высок телом, бе бо тогда много здания воздвиже. Докончив церковь Св. Михаила заложи церковь на воротех во имя Великомученика Феодора, а по сем Андрея и у церкве от ворот строение банное, сего не бысть прежде в Руси.И град бе заложи камен и украси город переяславский здании церковными и прочими здании." Об этом же епископе читаем в Ипатьевской летописи под 1090 годом: " Скопчина, бе же сей муж некнижен, умом прост и просто рек, заложи город каменн и стройно банное каменно, сего не бе на Руси." Что это за строение ? Это терма греческого типа. Голубинский так комментирует: " Он вместо богадельни или бльницы построил греческие бани. То есть, он вместо того, что было бы полезно построил то, что ознакомило бы русских людей с греческим комфортом. Он не договаривает, что епископ для себя построил, для аристократии.

ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА.

Первое. В начале источником доходов духовенства только в Киев была руга. Отсюда пошло понятие ружное духовенство, фамилия Ружицкий (ректор Академии ). Ярослав Мудрый давал священникам от имения своего урок: хлеб, масло, мясо. Руга давалась лишь клиру собора, построенных князьями. Ружных было немного.

Второй. Добровольное приношение прихожан на канун. Слово просфора от греч. ?????????- приношу. Карташов пишет: " У греков до сих пор просфоры пекут по домам прихожане, или покупают в магазине. В середине 12 века у нас тоже не было специальных просфоропёков при храме. Просфоры покупались на рынке. В 13 веке появилась проскурница, женщина, служившая при церкви. Так расширился церковный причт ! У греков такие приношения приносились в корзинках на вечерни перед праздниками и корзинки назывались канунами. Название корзины перешло на самый дар в ней приносимый. " Поэтому день пред праздником стал называться кануном. Кирик новгородский называет предпраздничные приношения канунами, сообщая, что в его время у нас кануны приносились на вечерне, а у греков на заутренне.

Третий. Добровольные приношения прихожан ненадёжный источник. Поэтому пастырю самому приходилось собирать с нерадивой паствы. Сбор производился три раза в год: на Пасху, рождество и в Петров пост.

Четвёртое. Главный источник — плата за требы. О размерах её сохранился только один документ. В вопрошение Кирика епископ Нифонт назначает шесть кун за заупокойную литургию, не включая вина, ладана и свечей заказывающего, что на деньги конца 19 — го века 2 рубля 40 копеек. Голубинский пишет: " В Малороссии кануны называются хавтурами (халтурами ). В словаре малороссийских идиомов Закрепского читаем 6хавторовати, хавтурую, т.е пользоваться от прихожан по большим праздникам подарками и приношениями, состоящими большей частью в съестном. Халтура — из греческого ???????? — новогреческое ????????буквально или переносно значит то же, что и канун. Таким образом, по примеру всего православного Востока приходское духовенство с самого начала получило неверное, ненадёжное и скудное обеспечение, в контраст с Западом, где духовенство наравне с иерархией получало десятину со всего населения. Это с Карла Великого. Это было определено политической властью. Вот почему у нас сельское духовенство жило так же как крестьянство. Голубинский называет клир в сравнении с иерархией прлетариями или париями. Голубинский пишет: " Но на эту скудость не должно смотреть ложными глазами. А именно вдаваться в чересчур слезливые иеремиады дескать оно обречено на нищенство. Наши требования к священникам состояли в том, чтобы они были чуть- чуть грамотными, умели служить церковные службы и совершать требы. И только. Наши священники были главным образом не священники, а крестьяне. Поэтому один иезуит называл русских священников мужиками. Священство же было для них только добавлением к крестьянству. " Мужик за соху и поп за соху, мужик за косу и поп за косу. Где бы ему службу служить, он пойдёт с мужиками овины сушить." Это добавление небезвыгодное, ведь охотников идти во священники было великое множество.