МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ.
МИТРОПОЛИТ ЕФРЕМ.
МИТРОПОЛИТ ИЛЛАРИОН.
В 1048 году скончался митрополит Феопемпт, предшественник Иллариона (1039 — 1048) Греки три года не присылали митрополита. Причина была понятна: только что окончилась война Ярослава Мудрого с Византией. Она велась со стороны греков жесточайшим образом, с нарушением прав человека. (греки ослепили 800 русских пленников. Греки были очень жестокими. Пример тому война в начале века с Болгарией. В 1014 году император Василий 2 приказал ослепить 15 тысяч пленников во главе с поводырём. Император получил прозвище Болгаробойца.
Русская летопись сообщает под 1051 годом сообщает: " Бог князю вложи в сердце посвятить митрополита русского собором русских епископов. Митрополитом был избран священник княжеского села Берёстова — муж благочестивый и постник, часто уединявшийся для молитвы в пещеру, которую вырыл в горе около своего села. Он был известен, как человек получивший полное греческое классическое образование. Он написал выдающееся " Слово о законе и благодати. " Это образец ораторской речи.
Второй митрополит из русских это Св. Ефрем (с1089 ). Раньше он был придворным великого князя Изяслава Ярославича, а затем епископом Переяславским. Св Ефрем поставлен в Греции и известен как святой муж и чудотворец. Он стороил церкви, больницы и дома для странников.
Это третий митрополит из русских. Поставлен собором русских епископов в 1147 году. Его предшественник грек Михаил бежал во время княжеских усобиц. Великий князь недовольный бегством последнего собрал русских епископов для избрания митрополита из русских. Выбор пал на Климента Смолятича — схимника и затворника, к тому же книжного человека, которого тогда называли философом. Он известен как книжный человек, " какого на Руси не бывало." Противников этой кандидатуры не было, но возник вопрос можно ли посвящать митрополита без благословения патриарха. Шесть русских епископов доказывали, что по церковным канонам собор может поставить митрополита. Три грека епископа отстаивали приоритет патриарха, а другие три отрицали такое право. Итак, собор разделился по этническому признаку. Тогда Онуфрий Черниговский предложил заменить благословение патриарха при поставлении митрополита главой Св. Климента Римского: " Греки ставят же рукой Св. Иоанна Предтечи (неправильно)". Знаменский восклицает: " Странная уловка русских ! " Климент был поставлен, но греческая партия епископов в Росси не признали его митрополитом. Она была за это преследуема. Однако Климент недолго был на митрополичьем престоле. Его поддерживал Изяслав. Он скончался 1155 году. Престол захватил Юрий Долгорукий и изгнал Климента. Он выпросил у греков Константина. Они обрадовались. Придя в Киев, он проклял покойного Изяслава. По смерти Юрия в 1157 году митрополит Константин был изгнан. Его приютил черниговский епископ. Там он и скончался. Константин оставил после себя завещание. Оно уникально. По завещанию требовалось не хоронить его, а вытащить из города за ноги и бросить на съедение псам. Черниговский епископ исполнил завещание, но через три дня похоронил в соборе.