ПРИЧИНЫ УСПЕШНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.

Главная причина- государственная власть. Под 1071 годом летописец рассказывает: " Явился волхв, прельщённый бесом. Придя в Киев начал проповедывать народу, что на пятое лето Днепр потечёт вспять, что земли будут переходить с места на место: что греческая земля станет на место русской и наоборот." Вероятно, эту проповедь надо понимать так, что земли христианские будут поражены от богов языческих тяжкими бедствиями, и чтобы избежать этого зла надо вернуться к вере праотцев. Как встретил народ эту проповедь ? Летопись пишет:" невегласи послушаху его, вернии же смеяхуся, глаголюще: бес тобою играет на пагубу тебе." Юг просвещён лучше.

Есть ещё свидетельства из летописи, где говорится, что волхв выступил с открытой проповедью об изгнании христианства. Он явился в Ростов в 1191 году, который уже был крещён. Волхв не успел появиться в Ростове, как был схвачен и казнён князем. Летопись констатирует: " В се лето волхв явился в Ростове, иже вскоре погыбе. " Из этих примеров мы можем сделать вывод, что успеху христианства способствовало покровительство княжеской власти.

Другим средством распространения креста была проповедь до крови, готовность миссионеров пострадать, умереть за Христа. " Кровь мучеников — это семена христианства" (Тертуллиан).

В отличие от католического Запада миссионеры проповедывали Христа на родном славянском для славян и на родном для инородцев языке. Великую заслугу в успешном распространении православия среди славян имеют солунские братья Кирилл и Мефодий.

Говоря об успешном распространении новой веры надо иметь ввиду количественную сторону, которая была далека от внутреннего усвоения веры. Архиепископ Филарет (Гумилевский) писал так об этом: " Иные вспоминали по временам разгульную жизнь язычества. При прежних священных колодезях, реках, болотах приносили жертвы, предавались пьянству, играли и плясали, бросали своих жён, брали новых. Митрополит Иоанн поучал пастырей как бороться с этим злом. Он считал, что бороться с этими пороками, а также с волхованием, чародейством надо бороться телесными наказаниями без пролития крови." На Западе же сжигали.

Страсть корысти заставляла некоторых христиан заниматься работорговлей. Святитель Иоанн строго обличал таковых. Русские, привыкая к христианскому Богу чтили прежние святыни. Кроме молитвы в храме новообращённый спешил помолиться в овин (хлебный амбар), в поле, в рощу, чтобы не обидеть традиционных покровителей рода. Знаменский пишет: " Двоевер чтил и священников и волхва, порой последнего больше, считая встречу со священником недоброй." Период сознательного двоеверия охватывал 11 -13 века. Затем наступает эпоха несознательного двоеверия (боязнь тринадцатого числа, боязнь черной кошки). По прежнему ставились традиционные трапезы домашним божествам: домовым, Роду и рожаницам причем обряд относился ко времени Рождества Христова (25 декабря) и былые боги смешивались с образом Пр. Богородицы, родившей Христа.

Наше первое духовенство тоже не отличалось образованностью. В одной древней книге пишется: " Попови и книжницы видя деяния злая и слыша о них не хотят учить. Другие же и сами приобщаются им, допускают совершение языческого действа и ядят моленное то брашно. "