РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕРЫ В 11 — 12 ВЕКАХ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ СВ. ВЛАДИМИРА.
Обратимся к междуречью Оки и Волги, к Ростовской земле. Первым епископом здесь был грек Феодор. Построивший великолепный деревянный храм. Но на этом его успехи кончились. Он сбежал от туземцев. Летопись пишет:" Не терпяше неверия людей и досаждения избегоша." Вторым был также грек Илларион. Он тоже сбежал со своей кафедры. Третьим был Св. Леонтий, по одним данным грек, по другим — русский, постриженник Киевской Лавры (+ до 1077 года). Его житие, писанное через сто лет после смерти говорит, что он " оставив закоренелых в язычестве взрослых, он старался поучить детей." Старики были раздражены и решили убить его. Святой вышел к убийцам в св. ризах с иерейским и диаконским собором. Они были поражены смелости, отваге. Были поражены чудесным видением лица его — лица ангела. Это подействовало на зверей и за этим последовало общее желание креститься. Знаменский на основе жития пишет: " Подвиги его увенчались мученической смертью." Он умер в 70-х годах. Это опирается на данные епископа Симона владимирского: " Язычники, те, кто остались некрещенными после многих истязаний предали его смерти. Историк Голубинский не допускает его насильственной смерти.
В нескольких словах об Исайе, епископе Ростовском. Рядом с Ростовской областью находится Суздальский край. Вот что пишет документ: " и обходит убо Исайя прочия грады и места Ростовстей и Суздальстей области и неверных увещает веровати в Троицу Святую и просвещает Св. Крещением."
Немного об иноке Авраамии (11 век). Он отшельник. Проживал на берегу озера Неро. На месте идола основал монастырь Св. ап. Иоанна Богослова. Был здесь первым игуменом.
Голубинский отвергает: " Авраамий жил не в 11 веке, а в 14 веке.
Обратимся к другому району — Муромо — Рязанской области. Это мещёра. Вот как традиция передает о просвещении этого когда -то глухого края. В эту область, населённую инородцами христианство проникало из Черниговской земли. По реке Оке, по торговому пути проникало из Черниговской земли. В 1086 году по одним данным (у Карташова), в 1096 году — по другим, мы встречаем в Муроме Спасский монастырь. Но для миссионера здесь оставалось широкое поле деятельности. Крестителем Мурома является Ярослав (в крещении Константин)Святославич, сын черниговского князя, внук Ярослава Мудрого, правнук Св. Владимира. Житие говорит: " Бог вдохнул в сердце ему желание стать просветителем вот этого языческого края. И он начал простиься у отца, чтобы тот отпустил его в Муром, чтобы править там. Константин (Ярослав ) отправил впереди себя увещевать муромцев сына Михаила. Муромцы убили Михаила. Ярослав подступил к городу, чтобы взять его силой. После небольшого штурма горожане сдались, но не хотели креститься. Далее житие рассказывает умильно, что Бог услышав продолжительные горячие молитвы князя смягчил сердца упорных и они изъявили желание креститься. Это всё, понятно, преукрашено. Голубинский пишет: " Весь этот рассказ есть ничто иное как вымысел. " Просвещение давалось не так легко.
Трудно просвещались два племени польского происхождения6 вятичи и родимичи, которые обитали в районе Калужской, Орловской, Северной части Черниговской, и южной части Смоленской областей. Они были стойкими язычниками, противниками великого князя. Два похода Владимира Мономаха (1113 — 1125) едва сломили их сопротивление. В 12 веке Киево — Печерский монастырь воспитал для них апостола, который, вероятно, был соплеменником вятичей. Судя по имени был их соплеменником, знал их наречие. Кукша был убит ими вместе с учеником Никоном. Эти сепаратисты не хотели знать киевской веры. Причина их упорства — нежелание подчиняться киевскому князю. Есть сказания о крещении вятичей только к середине 15 века. Вятичи обитали в верховьях Оки. Вот так сообщается об обывателях города Мценска в летописи: " мнози были неверующе во Христа Бога нашего."