СВЯТАЯ ОЛЬГА.

Условные даты её правления — 945 по 969. По-гречески её имя звучит как Эльга, а по варяжски — Хельга. Это имя варяжское, а не славянское. Игорь был убит древлянами за жадность очень жестоко (разорван между двумя согнутыми деревьями). На киевский престол вступила его супруга Ольга, родом варяжка, хотя житие утверждает, что родом она из-под Пскова, крестьянка, державшая перевоз через реку Великую.

Обратимся к " Повести": "В лето 6463 иде Ольга в греки приде к Царю городу. Бе тогда царь Костянтин. И приде к нему Ольга, и видев ю добру сущу зело лицем и смыслену, удивися царь разуму ея, беседова к ней и рек ей: подобна еси царствовати в граде с нами. Она же разумевши рече ко царю: Аз погана есмь, да аще мя хощеши крестити, то крести мя сам, аще ли ни, то не крещуся. И крести ю царь с патриархом . Бе же речено имя ей во крещении Олена, якоже и древняя царица, мати Великого Костянтина. И благослови ю патриарх и отпусти ю... И по крещении воззва ю царь и рече ей: Хощу пояти тя собе жене. Она же рече: Како хощеши мя пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью, а в хрестьянех того несть закона. Ты сам веси. И рече царь: переклюкала мя еси Ольга. И дасть ей дари многи — злато и серебро, павлоки и сосуды различные и отпусти ю дщерью себе. Она же хотящи домови приде к патриарху благословенья просящи на дом и рече ему: Людие мои погани и сын мой, дабы мя Бог соблюл от всякаго зла. И рече патриарх: Чадо верное. Во Христа крестилася еси и во Христа облечеся. Христос имать сохранити тя. И благослови ю патриарх и иде с миром в свою землю, приде в Киеву."

Дата крещения в Константинополе Св. Ольги — 957 год. Даты могут разнится, но официальной считается указанная дата. После этой идиллической картины вдруг читаем в нашей же летописи: " Си же Ольга прииде Киеву и посла к ней царь греческий глаголя: яко много дарих тя ты бо глаголаше ко мне: яко аще возвращуся в Русь многи дары прислю ти: челядь, воск, скру (мех)и вои. Отвещавши Ольга и рече к слову (послам): рек: аще ты такоже постоиши у мене в Почайне якоже аз в Суду, то тогда ти дам.” То есть, Ольга прежде чем быть принятой императором долго долго ждала приёма, стояла. Следовательно её выдерживали, давали понять, что она варвар. Ведь важных гостей принимали сразу, а она представитель варварских племён, поэтому её выдерживали, дали понять к какому высокому хозяину её приглашают. “ И отпусти слы.” Об этом сначала летопись ничего не говорит. Эти строки перечеркивают претензии Ольги быть супругой императора (будто бы император предложил ей руку и сердце). Нет сомнения, что она хотела породниться с Порфирогенитами, чтобы раз и навсегда выйти из черного тела варваров и стать аристократами. Вот какие претензии были у Ольги. Кто такая Ольга по сравнению с императором Константином Багрянородным-это ничтожная тварь, дикий варвар. Греки относились к ним как к животным. Поэтому её и выдерживали в Суде. И только византийские императоры — басилевсы были бесспорными аристократами. Никто не сомневался в их высоком ранге. В ту пору существовала Священная Римская империя, основанная в 800 году. С этого года, с коронации Карла Великого на Западе царствовали миропомазанные папами т. наз. императоры(греческая точка зрения) Греки их не признавали императорами, поэтому “ так называемые императоры “. Считали, что они самозванцы. Настоящий император — византийский, а остальные все самозванцы. Карл Великий хотел женить своего сына на дочери императрицы Ирины. Но все договорённости были расторгнуты и Ирина отказалась. Так ставил себя высоко Константинополь! Но Ольга не хотела знаться с западными императорами.

Вряд ли Ольга удостоилась иметь восприемником царя Константина. Почему так ? Об этом сохранился и Византийский источник (о крещении Ольги) и сочинение самого Константина Бгрянородного (“ О церемониях царского двора “) Ольга именуется здесь своим скандинавским именем Хельга (“ Княжна русская Хельга “ ). Приём состоялся 9 сентября, в среду 957 года. Вошедшей княгине было указано место близкое к императору, на которое она, “ сев, говорила с ним о чём ей было нужно. “ При ней был переводчик. Её свите и ей поднесли подарки. Был с ней и пресвитер Григорий. При ней уже был пресвитер.

На этом основании Голубинский утверждает, что Ольга прибыла уже крещеной; она была крещена варягами, прибывшими из Константинополя в Киеве. И Карташов допускает такую версию. Он пишет: “ Ритуал приёма был не так пышен и торжественен как у летописца, ритуал приёма был выдержан, но ничем не отличался от столь же сухого сдержанного приёма данного перед тем сарацинскому послу. Император поставил на одну доску иноверца и княжну.

Вот два источника: летописный и византийский. Наш источник желает видеть картину торжественной, в то время как византийский источник приводит изложение сухого приёма.

Теперь заботой и болью был наследник Святослав. Она уже крещена. Он был язычник. Вот что пишет наша летопись о Святославе: “ Живяще же Ольга с сыном своим Святославом и учаше : и мати крестися и небрежаше того ни во уши приимати, но аще кто хотяше креститися — не браняху, но ругахуся тому: неверным бо вера хрестьянска уродство есть. Яко же бо Ольга часто глаголаше: аз, сын мой, Бога познах и радуюся, аще ты познаешь и радоватися почнешь. Он же не внимаше того, глаголя: како аз хочу прияти ин закон один, а дружина моя сему смеятися начнуть. Она же рече ему: аще ты крестишися, вси имуть тоже сотворити. “ Святослав и дружинники понимали христианский закон буквально, т. е. эта мораль на войне не реальна. Рыцарям на войне, таким, каким был Святослав эта мораль была смешная." Он же непослуша матере творяше норовы поганьския. Ольга же требища сокруши. И поставила церковь во имя Софии в Киеве." Карташов рассказывает: " Св. Владимир, создав десятинную церковь перенес сюда останки Ольги и положил их в каменной гробнице. В 1240 году при взятии Киева татарами мощи Ольги могли погибнуть. В 17 веке митр. Пётр Могила при восстановлении разрушенных храмов 13 века решил, что нашёл останки Ольги. Тогда ещё Киев не был присоединён к России. Однако в 18 веке под давлением правительства Синод скрыл эти останки не ручаясь за их подлинность.

В Синодальный период за двести лет с 1700 по 1894, до воцарения Николая 2 было прославлено только четверо Святых. Правительство очень скурпулёзно подходило к этому вопросу, тщательно проверялись чудеса, исцеления. Правительство скорее отвергало почитание, потому что была такая политика — политика тщательного расследования, сдерживания прославления Святых.Ольга была прославлена четвертой или пятой после Бориса, Глеба и других.

Святослав погиб в 972 году. Когда умерла Ольга (в 969 году), Святослав стал княжить, и княжил три года. Погиб возле Запорожья. Оставил трёх сыновей: Ярополка, Олега, Владимира. Ярополк имя славянское, Олег и Владимир — варяжские. При Ярополке и Олеге положение христиан улучшилось. У Ярополка была жена — христианка, пленённая монахиня — гречанка. В 1044 году Ярослав Мудрый крестил останки Ярополка и Олега. Вероятно это произошло потому что знал или слышал о расположении своих дядей к христианам. Поэтому и окрестил. Странный поступок.