Тема 6. Формы безналичных расчетов

Под формами расчетов понимаются установленные законодательством способы исполнения денежных обязательств хозяйствующих субъектов, присущие определенным платежным инструментам. Объектами безналичных расчетов являются:

· товары и услуги (платежи по товарным операциям);

· взносы во внебюджетные фонды, в бюджет;

· платежи по векселям, займам и другим финансово-кредитным инструментам;

· платежи по нетоварным операциям (штрафы, пени, коммунальные услуги и т.п.).

В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и документооборота на практике довольно широко используют следующие основные формы безналичных расчетов:

· расчеты с платежными поручениями;

· расчеты векселями, чеками;

· расчеты инкассовыми поручениями;

· расчеты платежными требованиями;

· расчеты по инкассо.

В последние годы с развитием сетевых услуг в платежной системе стали применять безналичные расчеты пластиковыми карточками и виртуальные расчеты с использованием электронных денег.

Рассмотрим вкратце основные положения организации каждой формы безналичных расчетов.

Осуществление безналичных расчетов на территории Российской Федерации регулирует Положение 120-П от 8 сентября 2000 г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации», вступившее в действие с 1 ноября 2000 г., в котором определяются форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств. Открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во все внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц;

д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Согласно классификации Банка международных расчетов (г. Базель), расчеты с платежными поручениями отнесены к классу кредитового перевода. Сущность его состоит в том, что владелец денежных средств по своей инициативе дает распоряжение своему банку кредитовать счет получателя средств.

Основными характерными чертами, раскрывающими содержание расчетов платежными поручениями, являются:

· расчеты производятся на основе специального платежного инструмента, включенного в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93, содержащего необходимые реквизиты;

· платежный инструмент принимается банком к исполнению в течение 10 дней со дня выписки независимо от наличия денежных средств на счете плательщика;

· в зависимости от установленных договором сроков исполнения платежей расчеты платежными поручениями бывают: срочными – когда платежи совершаются до или после отгрузки товара, а также при частичных платежах при крупных сделках; досрочными – плановые платежи в рамках договорных отношений, платежи по акцентированным поручениям; отсроченными – платежи, произведенные по истечении срока платежа по договору сделки;

· при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата из картотеки. При этом используется платежный ордер формы 0401066.

При оформлении платежного ордера на частичную оплату в поле «Отметки банка» проставляется штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного получения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Банки используют платежные поручения формы 0401060 для перечисления денежных средств по распоряжению лиц, не имеющих счета в данном банке.

К указанным расчетам относятся, в частности, расчеты по распоряжениям физических лиц, осуществляемые кредитными организациями. Такие расчетные операции регулируются договором, заключаемым между кредитной организацией и клиентом – физическим лицом при представлении последним расчетного документа для перечисления денежных средств на условиях, предлагаемых кредитной организацией, включая обязательства и ответственность сторон, а также платность расчетных услуг.

Форма расчетного документа, предназначенного для заполнения физическими лицами, разрабатывается кредитными организациями самостоятельно с таким условием, что в нем должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления средств реквизиты, на основании которых кредитной организацией заполняется платежное поручение формы 0401060.

В целях гарантии платежа покупатель по просьбе поставщика может пользоваться в расчетах акцептованными платежными поручениями. Суть их заключается в том, что банк покупателя гарантирует оплату такого поручения путем депонирования суммы поручения на отдельном балансовом счете за № 723. Такие поручения принимаются к исполнению только в полной сумме, выдача наличных со счета № 723 не разрешается. В основном они используются при оплате почтовых, телефонно-телеграфных услуг, разовых операций по перевозке грузов, пассажиров и их багажа.

Понятие термина «аккредитивная форма расчетов» можно рассматривать с позиции «клиент – банк» или «банк – банк».

Относительно первой позиции под аккредитивом следует понимать письменное поручение клиента своему банку об открытии аккредитива и обязательство банка совершить платеж в определенной сумме физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.

С позиции «банк – банк» аккредитив – это, по существу, письменное (электронное) поручение одного банка другому произвести оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег.

Другими словами, аккредитивная форма – это форма расчетов между контрагентами сделки, основанная на операциях по выставлению аккредитива и использованию денежных средств. Сущность аккредитивной формы расчетов можно охарактеризовать следующими чертами.

Во-первых, выпуск и обращение аккредитивов в России регулируются ГК РФ (часть вторая, гл. 46, § 3), Положением о безналичных расчетах в РФ.

Во-вторых, аккредитивы бывают денежные и документарные.

Денежный аккредитив – это именной документ, подтверждающий внесение клиентом в банк определенной суммы денег и адресованный банком либо своему отделению, либо другому банку поручение о выплате денег указанному лицу в течение назначенного срока. Оплата по денежному аккредитиву производится либо в указанной в аккредитиве валюте, либо в валюте страны, где он предъявлен, исходя из курса на день платежа.

Документарный аккредитив используется в расчетах между субъектами товарной сделки как во внутреннем, так и в международном торговом обороте. При этом банк-эмитент по просьбе клиента обязуется осуществить одно из следующих действий:

· произвести платеж третьему лицу;

· должен оплатить или акцептовать переводные векселя, выставленные бенефициаром;

· либо дает полномочия произвести любую из перечисленных выше операций исполняющему банку.

В-третьих, при аккредитивной форме расчетов субъектами финансовых отношений выступают:

· лицо, открывшее аккредитив (юридическое, физическое);

· банк-эмитент, открывающий по просьбе клиента аккредитив;

· поставщик товара или получатель средств;

· бенефициар по аккредитиву и банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара.

В-четвертых, по признаку обеспеченности аккредитивы бывают: отзывные, безотзывные, покрытые и непокрытые.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывной аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося к него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корсчета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Порядок работы с аккредитивами в банке-эмитенте

Плательщик представляет обслуживающему банку заявление на открытие аккредитива на бланке формы 0401063, в которых плательщик обязан указать:

– вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);

– условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

– номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;

– срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;

– полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;

– наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.

Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву плательщик в аккредитиве указывает номер лицевого счета балансового счета 40901 «Аккредитивы к оплате», доводимый исполняющим банком до сведения получателя средств, а получателем средств – до сведения плательщика.

При выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива поле «Счет 40901» в аккредитиве не заполняется.

Если платеж по аккредитиву должен быть произведен против реестра счетов без акцепта уполномоченного плательщиком лица, в аккредитив могут быть включены следующие дополнительные условия:

– отгрузка товаров в определенные пункты назначения;

– представление документов, удостоверяющих качество продукции, или актов о приемке товаров для отсылки их через исполняющий банк и банк-эмитент плательщику;

– запрещение частичных выплат по аккредитиву;

– способ транспортировки;

– другие условия, предусмотренные основным договором.

Учет сумм покрытых (депонированных) аккредитивов осуществляется банком-эмитентом на внебалансовом счете 90907 «Выставленные аккредитивы», учет сумм непокрытых (гарантированных) аккредитивов на счете 91404 «Гарантии, выданные банком».

При установлении несоответствия документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка по покрытому (депонированному) аккредитиву возмещения сумм, выплаченных получателю средств, а по непокрытому (гарантированному) аккредитиву – восстановления сумм, списанных с его корсчета.

Банк-эмитент обязан не позже рабочего дня, следующего за днем возврата суммы неиспользованного покрытого (депонированного) аккредитива, зачислить ее на счет плательщика, с которого были перечислены денежные средства в счет покрытия по аккредитиву.

Расчеты векселями. Форма расчетов между субъектами товарно-финансовой сделки с отсрочкой платежа, осуществляемая на основе письменного долгового обязательства (финансового инструмента) называется вексельной.

Вексель – это письменное долговое обязательство, составленное в установленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать с лица, его выдавшего, уплаты оговоренной в нем денежной суммы в указанные сроки.

С помощью векселя можно производить следующие операции:

· оплатить купленный товар или оказанные услуги на условиях коммерческого кредита;

· возвратить полученную ссуду и оплатить проценты по заемным средствам;

· оформить привлечение дополнительного оборотного капитала;

· предоставить кредит покупателю продавцом без участия финансово-кредитных институтов;

· получить деньги по векселю ранее указанного в векселе срока путем учета его в банке или под залог данного инструмента;

· коммерческие банки путем переучета векселей своих клиентов в ЦБР могут получить кредит в порядке рефинансирования.

Вексель в процессе обращения выполняет ряд экономических функций – способствует оформлению различных кредитных обязательств; он служит средством платежа, являясь формой кредитных денег; выступает в качестве инструмента рефинансирования и денежно-кредитного регулирования Банка России.

Векселя в зависимости от вида правоотношений (обязательство или поручение должника уплатить долг) подразделяются на простые и переводные.

Простой вексель (соловексель) – это финансовый инструмент, по которому векселедатель обещает уплатить по наступлении срока конкретную сумму векселедержателю. На практике часто бывает так, что каждый субъект сделки выступает либо в роли поставщика (кредитора), либо в роли покупателя (должника). Следовательно, лицо, выставившее вексель, одновременно выступает в качестве плательщика по нему.

Переводной вексель (тратта) в отличие от простого содержит приказ (поручение) кредитора (трассанта) своему дебитору (трассату) выплатить определенную сумму в определенном месте и в установленный срок держателю (получателю) векселя или другому лицу. Таким образом, участниками переводного векселя являются векселедатель – трассант, плательщик, который должен произвести платеж по поручению векселедержателя – трассат и получатель платежа по векселю – ремитент. Обычный переводной вексель, хотя и содержит приказ совершить платеж, однако для трассата он не является обязательством платежа. Для этого подобный вексель должен быть акцептован (подтвержден) плательщиком-должником (трассатом), то есть трассат берет на себя обязательство (дает твердое согласие) произвести платеж по векселю. А это означает, что посредством переводного векселя уплата долга переводится на другое лицо путем передаточной надписи (индоссамент) на оборотной стороне векселя или на добавочном листе. При этом лицо, производящее передаточную надпись, называется индоссантом, а лицо, которому адресуется вексель, – индоссатом. Индоссамент может быть без указания конкретного лица, тогда такой вексель называется бланковым, то есть вексель на предъявителя.

За платеж по векселю может быть дана гарантия (поручительство) третьим лицом – авалистом. Авалист отвечает за оплату векселя перед любым законным векселедержателем. Поскольку вексель является платежным документом, рассмотрим порядок платежа по нему.

Платежи по векселям осуществляются через банк путем выполнения им операций по домициляции и инкассированию.

Домициляция – это назначение плательщиком по векселю какого-либо третьего лица, обычно обслуживающего банка. Чаще всего таким лицом является банк, в котором плательщик обслуживается, или банк ремитента. Вексель подлежит к оплате только при достаточности денежных средств на счете клиента, а также в случае депонирования плательщиком на счете в банке необходимую сумму. В противном случае банк отказывает в платеже, а вексель опротестовывается. Цель домициляции;

· следить за сроком платежа по векселю;

· увеличить депозитную базу векселя за счет концентрации средств на специальных счетах в течение определенного срока для погашения долга;

· увеличивать доходы банка за счет взимания комиссионных за оплату векселей сторонних плательщиков.

Инкассирование векселей – это выполнение поручения векселедержателя по получению платежа. Инкассированию подлежит вексель, имеющий надпись: «на инкассо», «валюта к получению» и т.д. При передаче векселя банку на инкассо его собственником считается держатель векселя.

В вексельную сумму могут включаться и проценты за время обращения векселя (оплата по предъявлении или в такой-то срок от предъявления). Если получателем средств является ремитент, то должна быть запись «платите такому-то ремитенту», а если получатель – векселедатель, ставится указание: «платите в нашу пользу» или «платите по нашему приказу».

Срок платежа – обязательный реквизит, и отсутствие его делает вексель недействительным. Если на векселе указан срок уплаты «по предъявлению», то он должен быть предъявлен к оплате в течение года со дня его составления. Иначе векселедержатель теряет право на получение платежа. Таким образом, в зависимости от срока платежа векселя бывают срочными и подлежащими оплате по предъявлении. Срочные векселя всегда дисконтные.

Операции банка с векселями называются кредитными (когда под векселя векселедержатель получает кредит до наступления срока платежа) и комиссионными (когда вексель передается в банк для того, чтобы он получил по нему от векселедателей платежи и передал их векселедержателю).

В первом случае (при учете векселей) векселедержатель получает векселедательский кредит, то есть он имеет возможность превратить свой вексель в наличные деньги и деньги в безналичной форме.

Вексельный кредит может выдаваться банком и в форме под залог векселей в размере 60–90 % номинальной его стоимости.

Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им неурегулированной, – другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

На практике различают несколько видов чеков:

· именной – выписанный на имя конкретного лица;

· ордерный – выписанный в пользу определенного лица. Но этот документ дает возможность его владельцу переуступить право получения денег другому лицу при помощи передаточной надписи (индоссамента). Индоссамент может выступать в виде бланкового, именного, целевого и безоборотного;

· на предъявителя – чек, выписанный без указания конкретного лица, получателя средств. Оплата может быть произведена любому лицу, предъявившему чек в банк. Такой чек может передаваться другому лицу путем простого вручения;

· кроссированный чек – оплачивается банком по приказу владельца чека только в случае перевода денежных средств либо другому банку, либо путем зачисления денежных средств на счет предъявителя чека в данном банке без оплаты наличными. На его лицевой стороне имеются две параллельные линии и его невозможно передать другому лицу;

· удостоверенный чек – чек, на котором проставлена подпись банка, удостоверяющая подлинность подписи своего клиента. Аналогичными чеками пользуются, как правило, крупные стабильные банки.

Процедура расчета чеками заключается в том, что:

· во-первых, между клиентом и банком заключается чековый договор, по условиям которого банк передает клиенту определенное количество чековых бланков установленной формы;

· во-вторых, для получения чеков клиент должен представить в свой банк заявление и при наличии у него денежных средств банк депонирует указанную сумму на отдельном счете, с которого будут оплачиваться чеки;

· в-третьих, чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи;

· в-четвертых, чек выступает как платежное средство и может применяться во всех случаях расчета на территории РФ;

· в-пятых, оформленный чек должен содержать все необходимые реквизиты, установленные российским законодательством. Отсутствие какого-либо реквизита лишает силы чек, то есть он считается недействительным;

· в-шестых, чекодателю запрещен индоссамент чека и передача его поставщику путем передаточной надписи;

· в-седьмых, гарантией платежа по чекам может выступать аваль, то есть поручительство, сделанное третьим лицом в виде особой гарантийной записи, в соответствии с которой данное лицо за исключением плательщика принимает на себя ответственность за оплату чека.

 

Расчеты платежными требованиями представляют собой требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги об уплате определенной денежной суммы через банк.

Основное содержание данной формы расчетов сводится к тому, что:

· во-первых, расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика;

· во-вторых, без акцепта плательщика расчеты производятся на основании инкассовых поручений. В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, получателем средств делается запись «с акцептом». Срок для акцепта определяется субъектами сделки по основному договору, который не должен превышать пяти рабочих дней;

· в-третьих, платежные требования выписываются получателем средств (поставщиком товаров) в трех экземплярах на бланке формы 0401061 и вместе с отгрузочными документами направляются с обслуживающий его банк. Последний экземпляр платежного требования передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежного инструмента. При этом на всех экземплярах принятых банком платежных требований должна быть указана дата, по наступлении которой истекает срок акцепта. До получения акцепта платежные документы будут находиться в картотеке по счету № 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе досрочно акцептовать платежное требование или отказаться полностью или частично от акцепта с указанием мотивов отказа. Отказ оформляется заявлением формы № 0401004, составляемым в трех экземплярах с подписями должностных лиц. При полном отказе от акцепта платежное требование возвращается в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе для возврата получателю средств. Если в установленный срок отказ от акцепта не поступил, то платежное требование оплачивается со счета плательщика или помещается в картотеку по счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» при отсутствии денежных средств на счете;

· в-четвертых, безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков производится:

1) при взыскании по исполнительным документам;

2) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору;

3) при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции.

Банки не исполняют требования на списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке в случаях, когда:

1) исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законом;

2) по решению органа, осуществляющего контрольные функции о приостановлении взысканий;

3) при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

3) отсутствует хотя бы один из реквизитов;

· в-пятых, банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов.

Электронные расчеты. Развитие электронной техники и сетевых услуг позволило широко использовать безналичные расчеты с использованием платежных и служебно-информационных документов, составляемых в электронной форме. Электронно-платежные документы (ЭПД) используется для совершения операций по счетам участников расчетов.

Порядок совершения, учета и контроля электронных платежей в России определяется Положением № 36-П от 23.06.98 г. «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» и Указанием № 830-У от 25.08.2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение БР от 23.06.98 г.». На современном этапе в России самой распространенной формой электронных расчетов является платежная система, основанная на банковских картах, наиболее известные из которых – это STB-Card, Union-Card, «Золотая Корона». Первым банком-эмитентом в России, выпустившим карту платежной системы VISA в 1991 г. считается коммерческий банк «Кредо-банк». Пластиковая карта по существу означает все виды карточек, различающихся по назначению и характеру использования, по способу записи информации и механизму расчетов. Использование пластиковых карт приобретает международный характер, однако наиболее лидирующее положение занимают пластиковые карты с магнитной полосой.

Пластиковые каты с магнитной полосой (далее «магнитные карты») могут работать в двух режимах: режиме реального времени «online» и автономном режиме «offline». При режиме реального времени продавец с помощью специального устройства (торговый терминал, банкомат, электронная касса) считывает информацию с магнитной полосы, который передается в центр авторизации карт, и после выяснения (подтверждения) выписывается специальный торговый чек (слип), на котором отпечатывается подпись владельца карты, и после этого чек направляется торговой организацией в банк для списания суммы оплаты в пользу получателя средств.

Отличие автономного режима «off line» от «on line» состоит в том, что информация о покупке остается в торговом терминале или в электронной кассе, а торговый чек (слип) выписывается на основании информации специального устройства, в котором зашифрованы все данные о владельце карточки.