Тема 5. Принципы построения налично-денежного и безналичного денежного оборота.

Денежные расчеты за товары и платежи нетоварного характера могут быть произведены либо наличными деньгами, либо в виде перечислений со счета на счет в банках. Субъектами налично-денежного оборота являются расчетно-кассовые центры БР, коммерческие банки, хозяйствующие субъекты реальной экономики и население. Главным регулирующим и надзорным органом налично-денежного и безналичного оборота в России является Банк России, деятельность которого определяется федеральными законами «О Центральном банке РФ (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

Налично-денежный оборот – это процесс взаимно-встречного непрерывного движения наличных денег между кредитными организациями, хозяйствующими субъектами и населением. В сфере обращения при этом находятся банкноты, разменная монета, бумажные денежные знаки, которые обслуживают кругооборот товаров и услуг, оборот нетоварного характера (выплата заработной платы, пенсий, стипендии, вознаграждений, оплата ценных бумаг, платежи населения за коммунальные услуги и т.п.).

Количество наличных денежных знаков в обращении зависит от объема ВВП и услуг, уровня цен, формы расчетов и скорости оборота денег.

Налично-денежный оборот в России характеризуется следующими признаками.

· В основе его организации лежат базовые принципы, предусмотренные Положением БР от 5.01.98 г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», это:

– обязательное хранение предприятиями свободных денежных средств на счетах в банках;

– постоянное наличие в кассах предприятий наличных денежных знаков в пределах лимита;

– установление для юридических лиц предельного размера наличных денег для осуществления расчетов наличными по одному платежухозяйствующим субъектам не разрешается накапливать в кассе денежную наличность сверх лимита для осуществления предстоящих расходов до установленного срока их выплаты. Сверхлимитная наличность может храниться только для выдачи заработной платы, выплат социального характера не более трех дней.

· Масса наличных денег в обращении служит объектом прогнозного планирования платежного баланса государства.

· Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях БР, которые для этой цели имеют оборотную кассу и формируют резервные фонды. Последние представляют собой денежные знаки, находящиеся в резерве и не выпущенные в обращение. За счет их в зависимости от сложившейся ситуации, на основе эмиссионного разрешения, выданного Правлением БР, пополняют оборотные кассы РКЦ.

· Наличные денежные знаки в обращении выполняют в основном функции средства обращения и средства платежа.

· Необходимым условием налично-денежного обращения является установленный банком лимит остатка наличных денег в кассе предприятий. Для установления лимита хозяйствующие субъекты обязаны представить в обслуживающее учреждение банка расчет движения денежных средств по отдельным видам сферы деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Если юридическое лицо имеет самостоятельные структурные подразделения или филиалы, не имеющие самостоятельного баланса и счета в банке, то для такого предприятия устанавливается единый лимит остатка наличности в кассе с учетом подразделений. В данном случае головное предприятие должно сообщить своим структурным подразделениям и другим учреждениям банка, если оно имеет несколько счетов в различных банках, об установленном едином лимите остатка денег в кассе.

Если предприятие не представило расчет на установление лимита ни в одно из обслуживающих учреждений банка, то лимит остатка кассы считается нулевым. В этом случае вся денежная выручка должна сдаваться в банк.

Сдача сверхлимитных денежных средств может производиться либо непосредственно в кассу РКЦ, либо на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков.

Сроки сдачи наличных денег:

· для предприятий – ежедневно;

· для предприятий с особым режимом работы – на следующий день;

· для предприятий, расположенных в таких местах, где нет учреждений банка, – один раз в несколько дней.

Для удовлетворения потребности предприятий в наличных денежных средствах сумма, подлежащая снятию с расчетного счета, определяется по формуле:

,

где: П – потребность в деньгах;

ОР – ожидаемый расход;

Л – лимит остатка денег в кассе;

ОП – ожидаемый приход наличных денег в кассу предприятия;

О – остаток денежных средств в кассе на дату определения потребности.

 

Правила использования наличных денег:

· решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами, фондами, поставщиками, банками;

· выдача денежной наличности хозяйствующим субъектам на зарплату и выплаты социального характера, стипендии производится в установленные сроки;

· при расходовании наличных денежных средств установлены следующие ограничения:

– предприятия не вправе вносить денежные средства на счета других лиц – владельцев счетов, минуя свой расчетный счет. При нарушении данного условия налагается штраф, равный двукратному размеру суммы произведенного взноса (п. 9 Указа № 1212);

– во всех случаях расходования наличных денег необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами. В случае нарушения данного требования налагается штраф в двукратном размере суммы превышения.

С переходом на рыночные отношения вместо кредитного и кассового планирования налично-денежного обращения принято и функционирует «Положение о порядке прогнозирования налично-денежного оборота», введенное с 1.01.98 г.

Цель прогнозирования – это определение потребности в наличных деньгах в целом по России, по регионам и учреждениям банков.

В прогнозном плане предусматривается:

· объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков;

· размеры и целевое направление использования (выдач) наличных денег (по видам расходов);

· эмиссионный результат.

Безналичный оборот, который, по существу, является платежным, так как в нем деньги функционируют как средство платежа, с одной стороны, и они используются для погашения долговых обязательств, так как безналичный оборот предполагает разрыв во времени движения товара и денег, с другой стороны. Поэтому он осуществляется без участия наличных денег в расчетах в виде записей по счетам участников сделки в кредитных организациях либо путем зачетов взаимных требований, либо путем передачи документов (векселей, чеков, складских свидетельств, варрантов и т.п.). На долю безналичных расчетов в России приходится 73 % всего денежного оборота, тогда как в США она не превышает 10 %.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

– предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

– юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

– юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

– физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Базовыми элементами безналичного обращения являются принципы организации, формы, платежные инструменты, способы платежа и риски.

В условиях рыночных отношений в экономической литературе выделяются следующие основные принципы организации безналичных расчетов.

Первый принцип – законодательно-нормативная база, обеспечивающая эффективность и бесперебойность функционирования системы расчетов. В России механизм расчетов регулируется федеральными законами «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 25.04.95 и «О банках и банковской деятельности» от 3.02.92, а также Положением о безналичных расчетах от 8.09.2000.

Второй принцип – основным регулирующим звеном в системе расчетов выступает банк, так как все участники сделки свои отношения по расчетам обязаны организовать исключительно через банк путем записей на их счетах в банках. Счет в банке – это сердцевина взаимоотношений банка с клиентами, а наличие средств на счете клиента банк рассматривает как надежный источник поддержания его ликвидности.

Третий принцип – все расчетные операции в банке осуществляются по самым разнообразным типам счетов. К ним относятся текущий, расчетный, бюджетный, валютный и другие счета. Клиент вправе открывать несколько счетов в разных банках в любой валюте. ГК РФ предусмотрено, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом на объявленных банком условиях, в котором должны быть отражены процентные ставки по депозитам и ссудам, стоимость банковских услуг, ответственность сторон за нарушение условий договора. Для проведения межбанковских расчетов банки открывают друг у друга корреспондентские счета типа «НОСТРО» и «ЛОРО».

Четвертый принцип – все расчеты должны производиться при наличии средств на счете плательщика и с его согласия. В связи с этим хозяйствующие субъекты должны планировать поступление и использование денежных средств путем составления прогнозного плана движения денежного потока по отдельным сферам деятельности, то есть операционной (основной), инвестиционной и финансовой.

Пятый принцип – своевременное и полное выполнение платежных обязательств, которое определено ст. 190–195 ГК РФ, где сказано, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Это означает необходимость усиления работы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями.

В случае нарушения договорных обязательств правонарушитель несет гражданско-правовую ответственность в форме возмещения убытков, уплаты штрафов, пеней, вплоть до имущественной ответственности.

Шестой принцип – взаимный контроль участников над выполнением договорных обязательств, над соблюдением установленных правил расчетов как самими субъектами, так и банками и налоговыми органами. Эффективность такого контроля во многом зависит от степени развития финансового менеджмента на предприятиях, в банках и т.д.

Седьмой принцип – безналичные расчеты проводятся на основании специальных расчетных документов установленной формы и с соблюдением правил по их оформлению и документооборота.

Восьмой принцип – все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм.

Девятый принцип – требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. Однако в условиях кризиса платежей большинство поставщиков предъявляет требования предоплаты – предварительного получения денег перед отпуском товара.

Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. При выборе формы расчетов учитывается вид товара, характер хозяйственных связей между участниками сделки, финансовое положение контрагентов, спрос и предложение на рынке.

В зависимости от типа участников расчетных взаимоотношений безналичные расчеты подразделяются на расчеты в нефинансовом секторе и на расчеты в финансовом секторе. Основной формой расчетов в первой сфере является перевод, состоящий из кредитового и дебетового. Платежными инструментами кредитовых переводов служат платежные поручения и платежные требования, а дебетовых переводов – векселя, чеки, инкассовые поручения, аккредитивы, пластиковые карточки, электронные документы.

По признаку надежности платежи бывают гарантированные (векселя, чеки, аккредитивы) и негарантированные (платежное поручение на описание средств по исполнительным листам, бюджету, фондам, платежные требования и расчетные документы, помещенные в картотеку № 2 при отсутствии средств на счете плательщика).

По признаку способа расчетов безналичные расчеты бывают прямые (плательщик – банк – получатель средств) и транзитные с участием третьих лиц (плательщик – лизинговая компания – лизингодатель).

Безналичной системе расчетов присущи:

· операционный риск, то есть риск, связанный с ошибками компьютерных систем, несовершенством систем контроля;

· правовой риск, то есть риск возникновения ошибок при разработке внутренних нормативных актов, в нечетком формулировании прав и ответственности сторон, некорректном оформлении договоров;

· риск потери клиента вследствие неудовлетворенности качеством, стоимостью предоставляемых банком услуг;

· риск мошенничества, то есть возможность незаконного получения денег путем умышленного изменения реквизитов платежных документов;

· квалификационный риск, связанный с недостаточным знанием, опытом работы, неадекватным для данной должности стилем поведения по отношению к клиентам, коллективу банка. Все это приводит к снижению качества услуг, ошибкам и сбоям в работе.