CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Актив - одна из сторон бухгалтерского баланса, показывающая состав, размещение и использование средств, которые группируются по признаку их функциональной роли.

Амортизация - постепенный перенос стоимости средств производства и средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимого продукта.

Авторитет – значимость руководителя (менеджера), специалиста, работника в коллективе, организации, обществе (применительно процесса управления).

Адаптация - процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся внутренним или внешним условиям трудовой деятельности (применительно организаций).

Активность деловая - одна из характеристик деятельности человека или организации, которая проявляется как организованность, инициативность, изобрета­тельность, эффективность, интенсивность в достижении целей деятельности.

Активность социальная - характеристика поведения личности или группы людей относительно защиты интересов, ценностей, идеалов в организации или обществе.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее вла­дельцем денежного или имущественного пая в капитал акционерного общества и дающая право на долю прибыли в форме дивиденда.

Анализ конфликта - сопоставление факторов конфликтной ситуации с целью, установления характера причин возникновения кон­фликта, и определения путей и средств его разрешения.

Антикризисное управление - специальный тип управления организацией, предприятием, фирмой находящихся в условиях кризиса (например, стратегическое управление, тактическое управление, управление через планирование и т.д., ( см. кризис).

Апелляция - обращение в вышестоящую инстанцию с целью обжало­вания решений или постановлений (применительно юридических организаций).

Арбитраж - рассмотрение спорных дел посредников (специализированным арбитражным судом), назна­чаемым по соглашению сторон.

Арбитражный управляющий - (временный, внешний, конкурсный) лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства или осуществления иных полномочий, установлен­ных законом.

Аттестация - комплексная оценка деятельности организации или работника на пред­мет соответствия, установленным нормативным требованьям.

Аукцион - способ продажи имущества с публичных торгов, при которых покупа­телем становится человек или организация, предложившие за имущество (товар) наивысшую цену.

Банкротство (несостоятельность) – факт несостоятельности, признанный арбитражным судом: оплатить свои долги, удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Бизнес - коммерческая деятельность, приносящая прибыль.

Биржа - учреждение для заключения сделок: товарных, финансовых, ценных бумаг и иных сделок, не запрещенных законами РФ.

Бюджет - способ исчисления доходов и расходов государства, субъектов РФ, орга­низаций на определенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат и имеющихся ресурсов.

Бюджет государственный - это способ консолидации денежных средств, возникающий у государства с юридическими и физическими лицами. Он предназначен для выполнения государством своих функций. Госбюджет представляет собой основной финансовый план государства на год, он имеет силу закона.

Бюджет субъекта Федерации - фонд денежных средств субъекта Федерации, его финансовый план на текущий финансовый год. Бюджет субъекта Федерации утверждается органами законодательной власти субъекта и имеет статус закона.

Бюджет местный - смета доходов и расходов местных органов управления. Местные бюджеты формально обособлены от государственного бюджета и их бюджетные полномочия регулируются нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Бюджет развития - статья расходов бюджета, обеспечивающая инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления или предприятия.

Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разного уровня в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня.

Бюджет организации - предположительное исчисление доходов и расходов орга­низации предприятия, фирмы, на определенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат, имеющихся ресурсов во времени и пространстве.

Вексель - это ценная бумага (ЦБ), которая содержит обязательство физического или юридического лица о погашении в указанный срок денежного обязательства (платежа).

Венчурные предприятия - это предприятия малого бизнеса, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, связанных со значительным риском.

Внешнеe управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления других пол­номочий, предусмотренных законом.

Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, наблюдения за порядком проведения процедур банкротства в сроки, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вход информационный - цели деятельности системы и описание состояния объекта управления.

Вход ресурсный - средства (материальные, финансовые, трудовые) для достижения цели.

Гомеостаз - стремление системы к сохранению равновесия.

Должностные инструкции – фиксация и оформление закрепленных функций за должностями в иерархической структуре управления организацией, предприятием, фирмой в виде документа.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических или физических лиц по итогам хозяйственных взаимоотношений с ними.

Декомпозиция целей - расчленение целей по основаниям целеполагания до элементарных подцелей.

Дерево целей - иерархическая структура декомпозированных целей.

Депрессия - состояние экономики в после кризисный период. Пре­кращается падение производства, но уровень его низкий. Товарные запасы превышают наличную денежную массу, сни­жается жизненный уровень, растет социальная напряженность, расстроены механизмы управления.

Диагностика - деятельность no оценке состояния организации с целью определения проблем её функционирования и развития или вероятности наступления кризиса.

Дисциплина - форма выражения отношения работников к соблюдению установленных правил в организации, предприятии, фирме.

Дотация - денежные средства, выдаваемые из государственного бюд­жета в безвозвратном порядке для покрытия дефицита финансо­вых ресурсов предприятий, организаций или местного бюджета.

Жизненный цикл продукции (технологии) - вре­меня, в течение которого продукция, технология, услуги обладают востребованностью на рынке.

Занятость – деятельность граждан, предприятий, связанная с удовлетворением лич­ных или общественных потребностей и приносящая им доход.

Защита социальная - экономические, социальные и правовые гаран­тии, обеспечивающие людям соблюдение и реализацию их прав и свобод, достойный уровень и качество жизни.

Иерархия – установленная соподчиненность должностных лиц в иерархической структуре управления организацией, предприятием, фирмой.

Инвестиции- долгосрочные вложения капитала в какое либо дело – организацию, предприятие, фирму, объединение с целью получения прибыли.

Инновация - создание, распространение и применение какого-либо новшества ведущего к улучшению в работе, повышению эффективности деятельности организации.

Инфляция – это процесс обесценивания денег, связанный с переполнением сферы обращения денежными знаками сверх потребностей экономики.

Информация - упорядоченные данные, используемые в организационной системе предприятия, организации, фирме, объединения или иных форм организаций.

Информация внешняя - данные, полученные из внешней среды (от других организаций и гос. органов).

Информация внутренняя - информация о состоянии организационной системы и процессе управлении ею, то есть информация аккумулированная самой системой

Информационно управляющая система (ИУС) - формализованная информационно-управляющая система, которая предназначена для обеспечения, руководителей всех уровней, необходимой информацией для принятия решений.

Карьера - успешное продвижение в служебной или иной деятельности.

Коллективный договор – нормативно-правовой документ, регулирующий социально-тру­довые отношения между работодателем и наемным работником в организации, предприятии, фирме.

Компромисс - соглашение, достигнутое посредством взаимных усту­пок, метод разрешения конфликтов путем переговоров и поиска возможного согласия.

Конкуренция - противоборство на рынке товаров и услуг, привлечение покупателей для более выгодной продажи, возможность выбора продавцов.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления других действий, установленных законом.

Конфликт (от лат. conflicts столкновение) – столкновение взглядов и мнений двух или более людей в ходе их взаимодействия, по поводу достижения целей, интересов, позиций, которое приводит к кризисной ситуации. Сама кризисная ситуация является почвой для возникновения конфликтов.

Координация - обеспечение и поддержание взаимодействия между различными частями организации или между организациями для достижения согласованности их деятельности по достижению целей деятельности.

Кредит-предоставление денежных средств на определённых ус­ловиях (срок, процент, порядок использования, размер, величина и др.) с одной стороны и обязательства с другой.

Кризис - тяжелое, переходное состояние общества или организаций, ведущее к расстройству экономической жизни в социуме, организации, предприятии, фирме.

Кредиторская задолженность – денежные средства организации, предприятия, фирмы подлежащие обязательной уплате юридическим и физическим лицам.

Ликвидация - прекращение деятельности фирмы или предприятия в результате решения гос. органа, собрания акционеров, арбитражного суда .

Лицензия - специальное разрешение, получаемое от государственных органов, и дающее право юридическому и физическому лицу осуществлять, конкретные огово­ренные законом, виды деятельности.

Маркетинг - система формирования спроса и предложения и одновременно способ воздействия на потребителя для побуждения его к приобретению товара, а также процесс исследования и разра­ботки маркетинговых программ действий организации на конкретном рынке.

Менеджмент - наука об управлении, эта наука системно использует формы, методы, способы эффективного управления организацией и производством, с целью получения максимальной прибыли.

Менеджер - в буквальном переводе с английского языка – руководитель, менеджер, управляющий, заведующий.

Модель – форма и способ представления действи­тельности реального процесса, явления и воспроизведения ( макет, устройство, имитационная модель, графическое отображение или иные способы представления изучаемых объектов и процессов) в доступной для понимания форме.

Модель идеальная - модель с полным процессом саморегулирования.

Модель нормативная - соединение элементов в единую организационную систему для реализации конкретных целей и их описание.

Модель управления - совокупность компонентов и элементов и их взаимосвязь, с помощью моделей описывают объект управления с разных позиций.

Мотивация – способ (метод управления) стимулирования деятельности людей и организаций направленный на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Миссия – главная цель или задача организации. Это то на что направлена деятельность организации.

Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с юридических и физических лиц. Они являются основным источником государственного бюджета. По уровню взимания, налоги делятся на федеральные, региональные и местные, по объекту обложения, на прямые и косвенные.

НОУ-ХАУ – новое в науке и технике несущее прогресс. Оформляется соответствующей документацией (патент, свидетельство, проект и т.п.).

Объект управления – организация, предприятие, фирма, объединение, госучреждение или иная форма организаций, в которых осуществляется процесс трудовой деятельности/

Организация – законодательно установленная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, которая объединяет группу людей, деятельность которых сознательно направлена на достижение собственных и общих целей организации.

Ответственность - последствия реализации обязанностей, мера и форма оценки результатов деятельности, принцип организации управ­ления.

Обратная связь- механизм устранения рассогласования между целью и результатом управления.

Орган принятия решений (ОПР) - коллегиальный орган (или лицо, руководитель, менеджер) управления, принимающий управленческие решения в иерархической структуре организации. (это могут быть: собрание акционеров, совет директоров, наблюдательный совет, правление и иные коллегиальные органы, принимающие управленческие решения, в пределах своей компетенции, предусмотренные конституцией и законами РФ).

.Опцион - контракт, право, предварительное соглашение покупки акций по твердой цене, предоставляемое компаниями для своих служащих.

Подсистема- часть системы, которая может выполнять отдельные функции системы.

Процесс управления - системный процесс логически выстроенных действий или функций в рамках организации.

Поставщик - предприятие, организация, фирма, лицо, которое поставляет продукцию по договору либо по соглашению сторон.

Потребитель – лицо, организация, предприятие, фирма, оплатившая и потребляющая продукцию в собственных интересах.

Персонал управления - сотрудники организации, которые заняты управленческим трудом ( руководители, заместители, начальники отделов, цехов и служб, главные специалисты и другие работники различных служб).

Предприятие (организация) - законодательно установленная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, которая объединяет группу людей, деятельность которых сознательно направлена на достижение собственных и общих целей организации.

Параметры организации – системные показатели (принятых на уровне международных требований) социально-экономического объекта, которые адекватно отра­жают состояние объекта управления (система показа­телей, качественных характеристик, шкал и т. д.).

Проблема - это рассогласование между установленной нормой и конечным результатом, это то что требует разрешения.

Приватизация – процесс выкупа имущества предприятия у государства и пpeвращение его в индивидуальную или коллективную собственность.

Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители, специалисты в процессе управления персоналом

Прогнозирование - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущее предложение относительно будущего.

Процесс управления - это последовательность введения управленческого решения, которая имеет определенную технологию управленческого воздействия и регулирования.

Производственный процесс- совокупность взаимосвязанных процессов труда, конечная цель которого получение готового продукта.

Пассив - одна из двух сторон бухгалтерского баланса, которая показывает источники средств их состав и целевое их назначение.

Работник - физическое лицо, работающее в организации по трудовому договору (контракту) а также лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Работодатель - организация (юридическое лицо, представляемая ее руководителем, администрацией), или физическое лицо, с ко­торым работник состоит в трудовых отношениях

Реальная заработная плата - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату при су­ществующем уровне цен и размере налогов.

Реальный доход - доход, соответствующий индивидуальной покупа­тельной способности, определённой на базе реальной заработ­ной платы.

Регулирование - функция управления, в технологии управленческого цикла организации или на уровне государства, госучреждения.

Регулятор управления - это встроенный механизм в модели управления организацией, который позволяет сравнить норму с результатом, и на основании этого сравнения, выработать предложение для принятия управленческого решения, по коррекции целей деятельности самого процесса управления протекающего в организации. I

Реклама – форма и способ представления и продвижения продукта, услуги, на рынке к потре­бителю путем информирования о потребительских свойствах и качеств товара. Реклама это элемент системы управления маркетингом продукта, она и обеспечивает связь между про­изводителем и потребителем.

Реконструкция - коренное переустройство чего-либо с целью его совершенствования. Это комплекс мер по изменению состояния экономики, функциони­рования и развития организации, предприятия, фирмы в целом.

Реорганизация - изменение структуры и статуса предприятия путём слияния, выделения, поглощения, преобразования.

Реструктуризация - изменение структуры организации по определенным параметрам (сроку, назначению, величине, льготам, выплатам и т. д.) в связи с изменившимися условиями деятельности, в целях позитив­ного решения проблемы. Один из методов антикризисного управления (реструктуризация долгов, предприятия, финансов, технологии, персонала и пр.).

Ресурсы - средства (материальные и нематериальные, финансовые и трудовые), необходимые для выполнения целевых задач организации, для получения конечного результата деятельности.

Решение-выбор и принятие одной из альтернатив воздействия на объект управления.

Риск - ситуативная характеристика деятельности, означающая не­определенность ее исхода, возможные неблагоприятные ее последствия ведущие, к экономическим и другим потерям.

Риск экономический - потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также возможные выгода и прибыль, полу­чить которые можно лишь при действиях, обремененных рис­ком.

Роль менеджера - статус менеджера и соответствующий способ его поведения для обеспечения успешной деятельности организации. Определяется личностью, образованием, опытом, авторитетом, стилем, конкретными обстоятельствами деятельности, ресурсами.

Сбыт - реализация продукции или услуги по договорам, соглашениям или свободная продажа на рынке.

Социум - большая устойчивая социальная общность с единой социально-экономической средой обитания и культурой.

Социально-экономический объект управления (СЭО) – это объект управления, в рамках которого реализует себя организация, для достижения своих целей и социальных потребностей. Иными словами, это совокупность субъектов и объектов, объединённых единой целью, выделенных из окружающей среды для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, по производству какой-либо продукции или услуги и имеющий единую организационную систему управления, которая и обеспечивает функционирование и развитие этой деятельности.

Снабжение - обеспечение всеми видами материально-технических ресурсов, комплектующими и д.р. для производства продукции самой организации и ее функционирования и развития в целом.

Собственность – материальные элементы, созданные в обществе и принадлежащие государству, организациям, акционерам или частным лицам.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах, на конкретные цели.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Секвестр - сокращение расходов бюджета, проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджета, за исключением защищенных статей.

Стратегия – искусство руководить общественной и политической борьбой, искусство ведения военных операций, применительно организаций и предприятий - общий всесторонний план достижения целей деятельности.

Стратегическое планирование – набор действий, процедур и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стиль руководства – обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический)

Санация - реорганизационная процедура передачи собственности предприятия-должника лицам или организациям, оказывающим финансовую помощь для его оздоровления.

Санкция - реакция полномочного органа на нарушение порядка или невыполнение обязательств, акт наказания, предусмотренного системой ответственности.

Самоуправление- это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.

Ситуация - состояние организации, объекта управления, оцениваемое относительно цели или существующих нормативов деятельности.

Социальная напряженность - общественное явление, возникающее вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностей и установок, норм и традиций субъектов социального взаимодействия (индивидов, организаций, институтов, общностей и пр.), которое проявляется в различных формах.

Социальная ориентация рынка - усиление государственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономической основы, включение в его механизм специальной системы соци­альной защиты населения.

Социальная сфера - сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень мате­риального благосостояния, образования, воспитания и здраво­охранения.

Социальное партнерство - согласование интересов работодателя и ра­ботников на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

Стагнация - состояние экономики, социального развития общества, когда застойные явления, падение производства сочетаются с растущей безработицей, ростом цен (инфляцией), снижением жизненного уровня народа, социальной напряженностью в стране.

Стратегия предупреждения конфликта - создание таких производст­венных условий и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможности возникновения конфликтов сводятся к минимуму.

Стратегия разрешения конфликта - система действий, направленных на прекращение противоборства сторон и поиск приемлемых решений проблем. Реализация стратегии предполагает действия по анализу реальных конфликтов и определению методов их разрешения. Различают организационно-структурные, админи­стративные и межличностные методы управления конфликтом.

Стратегический менеджмент – бескризисная система организационных действий, направленная на стабильное функционирование и развитие организаций в конкурентных условиях своего существования.

Стратегические цели - желаемое отдаленное будущее.

Стратегические альтернативы - варианты желаемого отдаленного будущего.

Субъект управления – коллектив, лицо участвующее в производственном процессе организации.

Система - конечное множество взаимосвязанных функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из среды с целью анализа и изучения и принятия решений.

Система управления идеальная - система управления с полным процессом саморегулирования

Система организационная - совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых обеспечивает достижение целей деятельности.

Системное управление – управление функционированием и развитием социально-экономических объектов (предприятий, фирм) с помощью организационных систем.

Структура - совокупность и взаимосвязь элементов, составляющих организационную систему предприятия, фирмы.

Структура организационная - логическое соотношение уровней управления и функциональных подразделений, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Связь организации с общественностью (public relations) — вид деятельности предприятия, направ­ленной на формирование и развитие общественного мнения по отношению к организации и ее продукции Речь идет о доведении до сознания общества о значимости организации и ее деятельности и на этой основе формирование имиджа организации в глазах общественности.

Технологические парки - широко распространенная в развитых стра­нах форма территориальной интеграции науки, образования и производства, способствующая оперативному внедрению науч­но-технических разработок и новых технологий производства.

Тактика - краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Теория систем - это концепция, в соответствии, с которой менеджеры должны рассматривать организацию, как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменившейся внешней среде.

Трансферт инноваций - законодательное разрешенное право на пере­дачу нововведений другим субъектам инновационной деятель­ности.

Технология-процесс, с помощью которого входящие в систему элементы преобразуются в выходящие для получения желаемых результатов.

Технология системная - набор организационных и технологических процедур в системах организационного типа.

Технология принятия решений - системный процесс принятия, реализации и контроля решений на всех этапах управления объектом.

Управленческое решение - это принятая технологическая и организационная последовательность, влияющая на вход, выход или сам процесс в системе деятельности организации.

Управление - процесс планирования, организации, координации, анализа, контроля и принятия управленческих решений, необходимый для достижения целей организации.

Управление развитием организационной системы - прогнозируемое целенаправленное проектирование (синтез) организационной системы под конкретные цели.

Управление целенаправленное - управление, реализуемое путем воздействия на вход, как всей системы, так и отдельных ее элементов.

Управление функционированием организационной системы - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект посредством решений, обеспечивающих получение конечного результата

Фирма – законодательно установленная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, которая объединяет группу людей, деятельность которых сознательно направлена на достижение собственных и общих целей организации, это организация, предприятие имеющая отличительные черты (фирменный знак, лейбл или иное) и отвечающая по своим обязательствам за качество, сервисное обслуживание и эксплуатацию, а также за утилизацию выпускаемой продукции.

Функции - цели, декомпозированные до элементарных подцелей и закрепленные за конкретными исполнителями (применительно иерархических структур управления)

Финансовые ресурсы региона - доходы бюджета субъекта, субвенции из федерального бюджета, трансферты; прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты налогов и денежные доходы населения.

Финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих в процессе между хозяйствующими субъектами.

Франчайзинг - вид экономических взаимоотношений крупных и ма­лых предприятий. Головная компания делегирует малому пред­приятию права на производство и сбыт продукции под ее торговой маркой. Плата за эти права невысокая. Но условие — обес­печение качества продукции, сохранение престижа марки.

Цель – конкретный, желаемый результат деятельности организации или человека.

Цель и организации – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление это системный процесс, состоящий из технологических и организационных процедур, направленных на достижение четко прописанных целей организации (применительно организаций, предприятий, фирм).

Штатное расписание – документ, определяющий структуру аппарата, наименование должностей, количество единиц по должностям, размеры окладов работников по каждой должности и т. д.

Штаты – совокупность, утвержденных в установленном порядке, должностей работников предприятия, учреждения или организации.

Эксперт - специалист, обладающий знаниями, опытом в определенной области деятельности, на основе которых он дает мотивированное заключение по той или иной проблеме.

Экстремизм - приверженность к крайним мерам и методам в решении проблем (насилие, террор, шоковая терапия и др.).

Эмиссия - выпуск в обращение денег, банковских и казначейских билетов и ценных бумаг

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком,1999.- 416 с.

Армстронг М. Основы менеджмента: Как стать лучшим рук.., Д:Феникс,1998.-512 с.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента., М.:Финансы и статистика,2007.-384 с.

Беляева.С.Г,.Теория и практика антикризисного управления:Учебник., М., ЮНИТИ,1996.-469 с.

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.-Киев:Ника-Це­нтр: Эльга,1999.-592 с

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2.-Киев:Ника-Це­нтр: Эльга,1999.-512 с.

Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджме­нта., 1999.-380 с.

Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ.., М.:Банки и биржи: ЮНИТИ,1997.

Брэддик У. Менеджмент в организации: Пер. с англ.-М.:Инфра-М,1997.-344 с.

Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами., М.:Финансы и статистика,1999.-800 с.

Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. пособие в схемах.-М.:Белые альвы,1999.-160 с.

Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. для вузов., М.:Гардарика,2003.-296 с.

Виханский О.С.,Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. для вузов.. -М.:Гардарики,2003.-528 с.

Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование., С.-Петерб. ун-та,1998.-528 с.

Гвишиани Д.М. Организация и управление., М.:Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.-332 с.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Практикум:Учеб. пособие.-М.:Банки и биржи:ЮНИТИ,1998.-335 с.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник., М.: Банки и биржи: ЮНИТИ,1995.-480 с.

Гибсон Дж.Л. и др. Организации=Organizations: Behavior. Struc­ture. Processes : Поведение. Структура. Процессы: Пер. с англ./Гибсон Дж.Л.,Иванцевич Дж.,Донелли Дж.Х.-мл.-8 изд.-М.:Инфра-М,2000.-662 с

Глущенко Е.В. и др. Теория управления: Учеб. Курс М.:Вестник,1997.-336 с.-(Universa).

.Генкин. Б.М Основы управления персоналом: Учебник для вузов.,-М.:Высш. шк.,1996.-383 с.

Грязновой А.Г., Антикризисный менеджмент., М.:Экмос,1999.-368 с.

Гуияр Ф.Ж.,Келли Дж.Н. Преобразование организации=Transforming The Organization: Пер. с англ./Гос. ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров.-М.:Дело,2000.-376 с

Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учеб. пособие.Ч.1/ НГАЭиУ.-Новосибирск,1995.

Дафт Р.Л. Менеджмент=Management : Пер. с англ.-СПб.:Питер,2000.-832 с

Десслер Гари Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов., М.:БИНОМ,1997.-432 с.

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика., Пер. с англ.-СПб.:Питер,1999.-560 с.

Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении.-М.: Дело и Сервис,1998.-176 с.

.Завлина П.Н Инновационный менеджмент: Справ. пособие-СПб.:Наука,2001.-560 с.

Иванова . Г.П., Антикризисное управление., М.:Закон и право, ЮНИТИ,1995.-320 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие для вузов.-М.:Гардарики,1999.-584 с.

Кибанова А.Я Управление персоналом организации: Учебник-М.:Инфра-М,1999.-512 с

Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник.-М.:БЕК,1997.-288 с.

Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления., М.:Норма-Инфра.М,1999.-528 с.

Ковалев В.В. Управление финансами: Учеб. пособие.-М.:ФБК-Пре­сс,2005.-160 с

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедре­ние, контроль.,СПб.:Питер,1999.

Кох Р. Менеджмент и финансы ., с англ.-СПб.:Питер,1999.-496 с

Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. и др. Антикризисное управление., М.:Инфра-М,1999.-560 с..

Кошкина В.И., Управление государственной собственностью: Учебник-М.:Инфра-М,1997.-496 с.

Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов.-М.: Акад. Проект, 2000.

Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учеб. посо­бие.-М.:Рус. деловая лит.,1999.-320

Литвак Б.Г. Управленческие решения: Учебник.-М.:ЭКМОС,1998.- 248 с.

Лобанова Е.Н.,Лимитовский М.А. Управление финансами/Гос. ун-т упр., М.:Инфра-М,1999

Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учеб. посо­бие.-М.:Финпресс,1997.-356 с

Лунев В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой:. Новосибирск,1997.-166 с.

Макаренко М.В.,Махалина О.М. Производственный менеджмент: -М.:Приор,1998.-384 с.

Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело,1997.-702 с.

Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций.-М.:Инфра-М,1998. -336 с.

Минаев Э.С. и др. Управление производством и операциями., М.:Инфра-М,1999.-328 с

Муэрс Р. Эффективное управление: Практ. рук.-М.:Финпресс,1998. -128 с

О'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой.-М.:МТ Пресс,1999.-296 с.

Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент., -М.:Банки и биржи: ЮНИТИ,1995.-400 с.

Паркинсон С.Н.,Рустомджи М.К. Искусство управления: Пер. с англ.-М.:Гранд: Фаир,1998.-

Подред. А.Я.Кибанова.-М Управление персоналом: Энцикл. слов;.:Инфра-М,1998.-453 с

Попов С.А. Стратегическое управление., .-М.:Инфра-М,1999.-344 с

Попов С.Г. ВЭД фирмы: Особенности менеджмента и маркетинга., : М.:Ось-89,1999.-288 с.

Поршнева А.Г Управление организацией: Учебник., М.:Инфра-М,1998.-669 с

Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня.-М.:Дашков и К,1999.-320 с.

Пшенников В.В. Японский менеджмент: 27 уроков для нас.-М.:Япония сегодня,1997.-193

Робсон М., Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессовМ., ЮНИТИ,1997.

Романова А.Н Маркетинг: Учебник/Под ред..-М.:Банки и биржи:ЮНИТИ,1996.-560 с.

.Рора У. Менеджмент и рынок: германская модель: Учеб. пособие: Пер. с нем./-М.:БЕК,1995

Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы.,М.:Инфра-М,1999

Румянцевой З.П.,Менеджмент организации: Учеб. Пособие. М.:Инфра-М,1996.-432 с.

Русинов Ф.М Менеджмент и самоменеджмент в системе ры­ночных отношений:.:Инфра-М,1996.

Русинов Ф.М Менеджмент: (Соврем. рос. менеджмент): Учебник., М.:ФБК-Пре­сс,1998.-504 с.

Самсонова. Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. М.:Финансы:ЮНИТИ,1999.-495 .

Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: "Маркетинг".-М.,1999.-200с.

Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие.-М.: Аудит; ЮНИТИ,1998.-375 с.

Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учеб. для вузов.М.:Инфра-М,1999.-248 с

Соловьев Б.А. Управление маркетингом/Гос. ун-т упр.,.-М.:Инфра-М,1999.-336 с

Стивенсон В.Дж. Управление производством., с англ.-М.:Бином: Лаб. базовых знаний,1999.

Травин В.В.,Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия., М.:Дело,1998.-272 с.

Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Пер. с англ., М.:Дело,2000.-360 с

Уткин Э.А. Управление фирмой.-М.:Акалис,1996.-516 с.

Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учебник.-М.:ЭКМОС,1997.- 400 с.

Уткин Э.А. История менеджмента/Ассоц. авт. и изд. "Тандем".-М. :Экмос,1997.-224 с.

Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент/Ассоц. авт. и изд. "Тан­дем".-М.:Экмос,1999.-256

Уткин Э.А. Стратегический менеджмент., Банков.-М.: Фонд экон. просвещения,1996.-180 с.

Фабоцци Ф.Дж. Управление инвестициями., Пер. с англ.-М.:Инфра-М,2000.-932 с

Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие.-М.: Интел-Синтез,1997.-304 с.

Хан Д. Планирование и контроль., М.:Финансы и статистика,1997.-800 с.

Ховард К.,Коротков Э. Принципы менеджмента: Учеб. пособие.-М.:Инфра-М,1996.-224 с.

Теория системного менеджмента: Учебник. / Под общ. Ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седекова,

В.Г. Янчевского. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 512 с.

Основы менеджмента: учебник / А. Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 510 с.

Менеджмент: управление организационными системами: учебн. пособие/ П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 406 с.

Практикум по курсу «Менеджмент» / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – Ростов: Феникс, 2006. – 320 с.