Кризис и антикризисное управление СЭО

Вопросы для контроля знаний к главе 14

1. Что включает в себя социальное партнерство в организациях, предприятиях и фирмах ?

2. Кто является участниками трудового социального партнерства в организациях и фирмах ?

3. Какие проблемы решает международная организация МОТ?

4. Назовите основные показатели генерального соглашения трудовых отношений с работодателями?

5. Что включает в себя модель управления социально-экономическими и трудовыми отношениями?

6. Когда принят и введен в действие ТК и его основное предназначение?

7. Что включает в себя система социально-экономических и трудовых отношений в СЭО?

8. Трудовой договор и его значение для наемного работника?

9. Коллективный договор с работодателем и его значение для трудового коллектива и работника

Библиографический список литературы (основной)

Поршнева А.Г. и др. Управление организацией: Учебник.— М.: Инфра-М, 2000.

Библиографический список литературы (дополнительный)

Поршестняк Н.В.,Мейксин М.С. Заработная плата в современных условиях. СП-б.: Изд. Дом Герда" 2002

Бовыкин В. Новый менеджмент.Теория и практика эффективного управления.— М.: Экономика, 1997.

Бондарь Н.П. и др. Эффективное управление фирмой.— Санкт-Петербург: Бизнес-Пресса, 1999.

ГЛАВА № 15 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЭО

 

Вопросы для изучения:

1. Кризис и антикризисное управление СЭО.

2. Система антикризисного управления СЭО.

3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм.

4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий.

Проблема управления социально-экономическими объектами в кризисных условиях функционирования особенно остро возникает в условиях рынка, когда конкуренция предлагаемых продуктов и услуг достигает наивысшего значения и в этом случае, как в природе, выживают сильнейшие. Проблемы антикризисного управления сложны и требуют высокого уровня менеджмента, основанного на экономико-математическом анализе, системном подходе и теории управления объектами такого типа.

Кризис - это возникшие противоречия, которые угрожают жизнедеятельности организации, предприятию, фирме в целом и могут привести их к банкротству.

Причины кризиса можно классифицировать как управляемые, так и неуправляемые. По характеру кризисы делятся на природные (стихийные бедствия, природные процессы), социальные (возникающие в обществе, его сознании из-за снижения социальных ресурсов и не- сходимости интересов), организационно-экономические (возникающие на почве ведения хозяйственной деятельности из-за ошибок в управлении и форс-мажорных обстоятельств).

Также кризисы можно классифицировать по следующим признакам:

* По причине возникновения: случайные и закономерные, внешние и внутренние, субъективные и объективные;

* По характеру протекания: краткосрочные и долгосрочные, сильные и слабые, локальные и всеобщие, скрытые и открытые;

* По возникающим последствиям: оздоровительные, разрушающие, обновляющие;

* По своему характеру кризисы делятся на природные и социальные.

Причины кризиса организации могут быть различными, но все они могут быть, как было сказано выше управляемые и неуправляемые, а также системные и бессистемные, развивающиеся по законам стихии.

Системные кризисы охватывают не только одну систему в обществе, организации, предприятии, фирме, но большую их часть, либо все общество, организацию в целом.

Так, состояние экономики России в 90 годах двадцатого столетия можно оценить как общесистемный кризис, прежде всего проводимой политики и соответственно экономики. Бессистемный кризис, как правило, носит локальный характер и затрагивает часть системы, либо одну или несколько систем одновременно. А общесистемный кризис затрагивает все сферы человеческой деятельности и общества в целом.

Природные кризисы - это, прежде всего, кризисы, связанные с природно-климатическими процессами существования планеты Земля (наводнения, землетрясения, сели). Наиболее существенно влияют на экономическую жизнь кризисы от техногенной деятельности людей, приводящие к экологическим катастрофам. Наиболее острые кризисы, это кризисы носящий социальный характер.

Социальные кризисы наиболее управляемые. Эти кризисы возникают от неправильной политики, приводящей, как правило, к экономическим, финансовым, политическим кризисам все общество, либо его часть. Разновидностью таких кризисов, являются кризисы организационного и технологического характера, которые развиваются по своим законам и которые существенно влияют на конечные результаты деятельности предприятия, организации или фирмы. Такие кризисы наиболее управляемые и изменения кризисной ситуации зависит от специалистов и менеджеров, способных вывести предприятие из кризисной ситуации.

В дальнейшем в этой теме менеджмента речь будет идти именно об этом типе кризисов и о механизмах управления этими процессами. Поэтому, антикризисное управление и предназначено решать проблемы кризиса, кризисных ситуаций, которые возникали, возникают, и будут возникать в будущем. И управление кризисами осуществляется методами декомпозиции, путем вычленения структурных элементов для реорганизации и для лечения «больных» мест в деятельности организации. Разбирая кризисные ситуации, в которых оказывается предприятие, организация или фирма, специалисты и менеджеры, ищут способы и методы вывода предприятия из такого кризисного состояния. Все ниже перечисленные фазы, в цикле развивающегося кризиса в организации, взаимосвязаны и взаимообусловлены и имеют свою технологию реализации и законодательную базу. Главной задачей управленцев-менеджеров, это находить оптимальные решения по выводу предприятий из организационно- экономического кризиса, так как в основе этого типа кризисов лежит дестабилизация экономического состояния предприятия, организации, фирмы.

Виды и типы кризисов в деятельности предприятий, организаций и фирм приведены на рис 15.1. Любой тип кризиса развивается по своему временному циклу и имеет свои фазы развития этого процесса.

Можно выделить следующие фазы в цикле развития кризисного процесса в организации:

* Стратегический кризис- возникает от изначально неправильно выбранной стратегии поведения организации.

* Тактический кризис -возникает от неправильной текущей деятельности и прежде всего, в области управления, финансов и маркетинга.

* Кризис обеспеченности -возникает, как слабая обеспеченность финансами и ресурсами.

Неплатежеспособность - это следствие, неправильного использования организацией ресурсов, выбранной стратегии и тактики деятельности и поведения в рынке.

 


Рис. 15. 1. Виды и типы кризисов в деятельности предприятий, организаций и фирм

 

Реструктуризация- это процесс выделения из структуры организации находящейся в кризисе, дееспособной части и выделение ее в самостоятельный хозяйствующий субъект.

Ликвидация -это процесс принятия решений многообразного характера, когда

недееспособен хозяйствующий субъект (организации), то он не может действовать самостоятельно в рынке и выполнять свои обязательства.

Система антикризисного управления, это совокупность системных действий и процедур, а также управленческих решений, которые приводят к принятию конкретных мер, которые направлены на:

1.Предотвращение банкротства организации и социальных последствий от этой процедуры.

2. Реорганизацию предприятия и применение санкций к организациям должникам.

3. Выявление «умирающих» частей структуры организации и их ликвидация.

4. Применение организационных мер, направленных на развитие «здоровой» части организации.

В основе реализации вышеперечисленных мер антикризисного управления лежат цели проводимой реструктуризации организации, предприятия, фирмы.

Главная цель,антикризисного управления, это проведение структурной перестройки организации, после которой, организация может самостоятельно действовать в рыночных условиях и производить продукцию или услуги, востребованные в обществе.