Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
Генеральный директор
Совет директоров
Рис.13.2 Функциональная структура органов управления АО
§4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
Бизнес – «Это способ зарабатывать на жизнь».Современное понятие бизнеса это не только способ зарабатывать на жизнь, но это и способ самореализации группы людей, способных открыть и управлять собственным делом. Таких людей называют менеджерами- это люди способные управлять собой, другими людьми, социально-экономическимиобъектами, процессами, протекающими в них, а также способные к саморазвитию и самооценке, и конечно знающие экономические аспекты деятельности предприятий в условиях рынка. Поэтому менеджер в бизнесе ключевая фигура. Как показала практика, это слой населения примерно 5-10%, который призван руководить организациями, предприятиями и фирмами и как говорят, именно они могут открыть собственное дело и делать бизнес. Таким образом, каждый человек в современном обществе может самореализоваться за счет:
· Открытия собственного дела;
· Работы по найму.
При этом, человек от своей трудовой деятельности может получать не только заработную плату, но и доход, от результатов конечной деятельности организации, став ее акционером-собственником. Получение дивидендов на акции, это новая возможность увеличить свой общий годовой доход. Помимо этого в рыночных условиях хозяйствования каждый член общества может иметь дополнительные источники доходов, не запрещенных законом, а именно: доход от подсобного хозяйства; от литературной и художественной деятельности; промыслов; от вложений в ЦБ; открытия собственного дела и работы по найму.
Формирование собственного дела начинается с разработки концепции, которая состоит из следующих основных блоков:
* Предварительных условий;
* Разработки стратегии;
* Диагностики стратегии и окружения;
* Планирования;
* Реализации проекта.
На рис 13. 3. приведены основные элементы формирования собственного дела, однако, это не означает, что они носят исчерпывающий характер. В ходе открытия собственного дела могут появиться и другие компоненты, которые потребуют усилий по их разработке и реализации.
Количество и перечень компонентов, которые обеспечивают создание собственного дела, зависит от выбранного направления бизнеса и вида деятельности.
Для того чтобы организовать бизнес – менеджер должен обладать соответствующим потенциалом. К потенциальным возможностям менеджера собственного дела следует отнести:
* Профессиональные знания, навыки и умения.
* Образование,
* Способность трансформации знаний, навыков и умений на незнакомые ситуации.
* Практический опыт.
* Личные контакты и связи.
* Работоспособность.
* Способность восприятия и оценки ситуации.
* Характер и личные качества.
* Здоровье.
* Умение принимать эффективные управленческие решения и др.
Для того чтобы добиться успеха надо уметь управлять бизнесом. Это важное качество зависит от менеджерских способностей того, кто будет вести дело. К таким качествам менеджера относят следующие параметры:
* Инициативность;
* Упорство и настойчивость;
* Готовность к риску;
* Ориентация на эффективность и качество;
* Целеустремленность»
* Желание быть информированным и компетентным;
* Глубокая вовлеченность в рабочий процесс.
* Способность пойти на личные жертвы ради дела;
* Способность вести контроль, планировать и управлять;
* Умение убеждать других и устанавливать связи и контакты;
* Независимость и уверенность в себе и собственном деле.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что для того чтобы создать собственное дело и управлять им требуется больше, чем приведено выше, ибо даже этого, довольно высокого потенциала, всегда не хватает для решения проблем, особенно в критических ситуациях возникающих при ведении бизнеса.
Поэтому руководителю бизнеса требуется постоянное самосовершенствование (см. тему № 6 самоуправление менеджера). Однако следует иметь ввиду, что по статистике в мире только 5% трудоспособного населения ведут собственное дело успешно. Для ведения дела особенно инновационного характера требуется более глубокие профессиональные и организационные знания и соответствующий уровень образования.
![]() |
Рис.13.3. Структурные элементы концепции собственного дела
Управлять бизнесом - это значит принимать профессионально грамотные экономически эффективные управленческие решения. Ибо последствия от таких решений носят как созидательный характер - развитие предприятия, так и разрушительный характер - банкротство.
Ответьте на контрольные вопросы к теме №13
1. Почему собственность в современном обществе выступает как особая экономическая категория?
2. Какие новые аспекты появились в организационном управлении бизнесом?
3. Как управлять бизнесом и его системой экономико-социальных отношений?
4. Какие стратегические альтернативы рассматриваются при управление бизнесом?
5. Как и зачем управлять собственностью в акционерных обществах?
6. Как управлять смешенной - государственной и акционерной собственностью в СЭО?
7. Как организовать и управлять бизнесом?
Библиографический список литературы (основной)
Поршнева А.Г. и д.р. Управление организацией.,-Учебник., М., Инфра-М, 2000.
Кошкина В.И., Управление государственной собственностью: (Учебник)-М.:Инфра-М,1997
Кондратьев В.В. ,Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией., М.:Инфра-М,1999с.
ГЛАВА 14. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЭО
Вопросы для изучения:
1. Социальное партнерство как основа развития СЭО
2. Модель управления социально-экономическими отношениями в СЭО
3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников.
4. Система социально-экономических и трудовых отношений в СЭО
5. Управление отдельными элементами социально-экономических отношений в СЭО