Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением

Генеральный директор

Совет директоров

 

 

 

Рис.13.2 Функциональная структура органов управления АО

§4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса

Бизнес – «Это способ зарабатывать на жизнь».Современное понятие бизнеса это не только способ зарабатывать на жизнь, но это и способ самореализации группы людей, способных открыть и управлять собственным делом. Таких людей называют менеджерами- это люди способные управлять собой, другими людьми, социально-экономическимиобъектами, процессами, протекающими в них, а также способные к саморазвитию и самооценке, и конечно знающие экономические аспекты деятельности предприятий в условиях рынка. Поэтому менеджер в бизнесе ключевая фигура. Как показала практика, это слой населения примерно 5-10%, который призван руководить организациями, предприятиями и фирмами и как говорят, именно они могут открыть собственное дело и делать бизнес. Таким образом, каждый человек в современном обществе может самореализоваться за счет:

· Открытия собственного дела;

· Работы по найму.

При этом, человек от своей трудовой деятельности может получать не только заработную плату, но и доход, от результатов конечной деятельности организации, став ее акционером-собственником. Получение дивидендов на акции, это новая возможность увеличить свой общий годовой доход. Помимо этого в рыночных условиях хозяйствования каждый член общества может иметь дополнительные источники доходов, не запрещенных законом, а именно: доход от подсобного хозяйства; от литературной и художественной деятельности; промыслов; от вложений в ЦБ; открытия собственного дела и работы по найму.

Формирование собственного дела начинается с разработки концепции, которая состоит из следующих основных блоков:

* Предварительных условий;

* Разработки стратегии;

* Диагностики стратегии и окружения;

* Планирования;

* Реализации проекта.

На рис 13. 3. приведены основные элементы формирования собственного дела, однако, это не означает, что они носят исчерпывающий характер. В ходе открытия собственного дела могут появиться и другие компоненты, которые потребуют усилий по их разработке и реализации.

Количество и перечень компонентов, которые обеспечивают создание собственного дела, зависит от выбранного направления бизнеса и вида деятельности.

Для того чтобы организовать бизнес – менеджер должен обладать соответствующим потенциалом. К потенциальным возможностям менеджера собственного дела следует отнести:

* Профессиональные знания, навыки и умения.

* Образование,

* Способность трансформации знаний, навыков и умений на незнакомые ситуации.

* Практический опыт.

* Личные контакты и связи.

* Работоспособность.

* Способность восприятия и оценки ситуации.

* Характер и личные качества.

* Здоровье.

* Умение принимать эффективные управленческие решения и др.

Для того чтобы добиться успеха надо уметь управлять бизнесом. Это важное качество зависит от менеджерских способностей того, кто будет вести дело. К таким качествам менеджера относят следующие параметры:

* Инициативность;

* Упорство и настойчивость;

* Готовность к риску;

* Ориентация на эффективность и качество;

* Целеустремленность»

* Желание быть информированным и компетентным;

* Глубокая вовлеченность в рабочий процесс.

* Способность пойти на личные жертвы ради дела;

* Способность вести контроль, планировать и управлять;

* Умение убеждать других и устанавливать связи и контакты;

* Независимость и уверенность в себе и собственном деле.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что для того чтобы создать собственное дело и управлять им требуется больше, чем приведено выше, ибо даже этого, довольно высокого потенциала, всегда не хватает для решения проблем, особенно в критических ситуациях возникающих при ведении бизнеса.

Поэтому руководителю бизнеса требуется постоянное самосовершенствование (см. тему № 6 самоуправление менеджера). Однако следует иметь ввиду, что по статистике в мире только 5% трудоспособного населения ведут собственное дело успешно. Для ведения дела особенно инновационного характера требуется более глубокие профессиональные и организационные знания и соответствующий уровень образования.

 
 

 

 


Рис.13.3. Структурные элементы концепции собственного дела

Управлять бизнесом - это значит принимать профессионально грамотные экономически эффективные управленческие решения. Ибо последствия от таких решений носят как созидательный характер - развитие предприятия, так и разрушительный характер - банкротство.

Ответьте на контрольные вопросы к теме №13

1. Почему собственность в современном обществе выступает как особая экономическая категория?

2. Какие новые аспекты появились в организационном управлении бизнесом?

3. Как управлять бизнесом и его системой экономико-социальных отношений?

4. Какие стратегические альтернативы рассматриваются при управление бизнесом?

5. Как и зачем управлять собственностью в акционерных обществах?

6. Как управлять смешенной - государственной и акционерной собственностью в СЭО?

7. Как организовать и управлять бизнесом?

Библиографический список литературы (основной)

Поршнева А.Г. и д.р. Управление организацией.,-Учебник., М., Инфра-М, 2000.

Кошкина В.И., Управление государственной собственностью: (Учебник)-М.:Инфра-М,1997

Кондратьев В.В. ,Краснова В.Б. Реструктуризация управления ком­панией., М.:Инфра-М,1999с.

ГЛАВА 14. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЭО

 

Вопросы для изучения:

1. Социальное партнерство как основа развития СЭО

2. Модель управления социально-экономическими отношениями в СЭО

3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников.

4. Система социально-экономических и трудовых отношений в СЭО

5. Управление отдельными элементами социально-экономических отношений в СЭО