Значения запаздываний задач

Наименование задачи Запаздывание, дни
Разработка (по результатам выводов, полученных в ходе обследования) технического задания на создание автоматизированной системы
Согласование с руководством фирмы-заказчика содержания технического задания и возможное внесение в него корректив
Разработка по согласованному техническому заданию детального плана проведения работ
Создание аппаратной (технической) базы АС
Разработка программного обеспечения (ПО) АС
Опытная эксплуатация АС
Обучение персонала работе с АС
Разработка и оформление технической документации
Подписание акта о завершении работ и вводе АС в эксплуатацию

Фрагмент диаграммы Ганта после установки связей между задачами представлен на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Фрагмент диаграммы Ганта после установки связей между задачами проекта

В результате установки связей между задачами проекта система рассчитывает даты начала и окончания каждой задачи.

1.5. Просмотр взаимосвязей задач

Просматривать взаимосвязи задач можно в различных представлениях:

· диаграмма Ганта;

· диаграмма Ганта с отслеживанием;

· сетевой график.

Выбрать то или иное представление можно с помощью меню Вид, в котором следует щёлкнуть клавишей мыши на имени нужного представления. Можно воспользоваться панелью представлений, которое вызывается на экран выбором пунктов меню Вид, Панель представлений. Диаграмма Ганта с панелью представлений показана на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Диаграмма Ганта с панелью представлений

Чтобы перейти от текущего представления к другому, достаточно щёлкнуть мышью на соответствующей пиктограмме панели представлений.

В диаграмме Ганта с отслеживанием и на сетевом графике задачи (работы) критического пути показываются красным цветом (рис. 2.10, 2.11). Кроме того, на ней в конце графика каждой задачи выводится процент её выполнения на текущий момент (в данном случае — 0%, т. к. работа над проектом ещё не началась).

Рис. 2.10. Фрагмент диаграммы Ганта с отслеживанием

Рис. 2.11. Фрагмент сетевого графика

Вывести на экран панель представлений и просмотреть график выполнения проекта в различных представлениях.

2. Вставка новых задач и организация иерархии задач

При необходимости, система позволяет вставлять новые задачи или удалять ненужные. В рассматриваемом учебном проекте для организацией иерархии задач предварительно разобьём некоторые задачи на подзадачи и вставим эти подзадачи в график проекта.

Задачу «Опытная эксплуатация» разобьём на три подзадачи:

· проверка работоспособности аппаратуры;

· проверка программного обеспечения;

· комплексная проверка автоматизированной системы.

Назначим каждой из подзадач продолжительность, равную 10 дням. Подзадача «Проверка работоспособности аппаратуры» начинается с задержкой на 3 дня после задачи «Создание программного обеспечения». Остальные две подзадачи следуют последовательно после завершения каждой предыдущей.

Чтобы ввести эти подзадачи, нужно предварительно в табличную часть диаграммы Ганта вставить три пустые строки. Для этого следует выделить три строки после строки задачи «Опытная эксплуатация», а затем либо выбрать пункты меню Вставка, Новая задача, либо нажать клавишу <Insert>. После этого ввести названия подзадач и их параметры аналогично тому, как было описано выше. Затем следует понизить уровень подзадач. Для этого их следует вновь выделить и выбрать пункты меню Проект, Структура, На уровень ниже или щёлкнуть мышью на кнопке панели инструментов Форматирование — задача «Опытная эксплуатация» становится составной, состоящей из трёх подзадач.

Разобьём подзадачу «Проверка работоспособности аппаратуры» на две подзадачи: «Проверка компьютерного оборудования» (продолжительностью 4 дня) и «Проверка телекоммуникационной системы» (продолжительностью 6 дней), и сделаем подзадачу «Проверка работоспособности аппаратуры» составной задачей.

В результате этого получаем иерархическую структуру некоторых задач (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Фрагмент диаграммы Ганта после создания иерархической структуры некоторых задач

Вставить указанным способом новые подзадачи и создать составные задачи.

Контрольные вопросы

1. Пояснить состав интерфейса в представлении Диаграмма Ганта.

2. Перечислить способы ввода задач.

3. Пояснить и продемонстрировать практически, как вводятся имена задач в диаграмму Ганта?

4. Пояснить и продемонстрировать практически, как вводится продолжительность задач?

5. Пояснить виды взаимосвязей между задачами в проекте.

6. Пояснить и продемонстрировать практически, как устанавливаются связи между задачами?

7. Пояснить и продемонстрировать практически, как вставляются в график новые задачи?

8. Пояснить и продемонстрировать практически, как создаётся иерархия задач графика?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Назначение ресурсов задачам проекта

Цель:Изучить порядок назначения ресурсов в план проекта. Приобрести практические навыки по назначению ресурсов.

Время: 4 часа.

Содержание занятия:Ввод перечня ресурсов в файл проекта; установка параметров ресурсов и назначение ресурсов задачам.

Методические материалы
и указания к занятию

1. Ресурсы для проекта

Начиная работу над проектом, руководитель, как правило, имеет определённые соображения о ресурсах, которые следует задействовать для реализации проекта. По мере корректировки охвата проекта, разработки списка задач, определения основных вех и конечных результатов у руководителя формируется всё более чёткое представление о кандидатах на назначения.

Привлекая ресурсы к работе над проектом, руководитель должен добавлять их названия в план проекта. Названиями могут служить как имена реальных людей, так и общие характеристики, описывающие квалификацию или подготовку, необходимую для выполнения той или иной задачи, названия оборудования, которое будет использоваться в ходе работы над проектом. В проект также вводится информация о материальных ресурсах.

Введение в план проекта информации о ресурсах позволяет:

· уточнять календарный план. MS Project рассчитывает календарный план, исходя из календаря проекта, длительности задач, их зависимостей и ограничений. Кроме того, при назначении ресурсов на задачи программа корректирует план с учётом индивидуального рабочего графика и доступности ресурсов;

· прогнозировать перегрузку ресурсов — ситуацию, когда ресурсу назначается больше задач, чем он способен выполнить за данный период времени. Можно также увидеть, какие ресурсы задействованы не в полном объёме. Переназначив часть нагрузки с перегруженных ресурсов на используемые не в полном объёме, можно получить более реалистический график. Затем, отслеживая ход выполнения задач, можно будет оперативно определять узкие места и перегрузку или неполное использование ресурсов, возникающие из-за сдвигов в графике;

· отслеживать ход выполнения проекта. Это может быть, например, еженедельный отчёт ресурсов о количестве времени, затраченного на выполнение назначенных им задач, и времени, необходимого для их завершения. Обладая такой информацией, руководитель проекта сможет своевременно внести поправки в план проекта, обеспечивая тем самым бесперебойное продвижение проекта. Кроме того, эти сведения могут оказаться полезными при планировании новых проектов;

· отслеживать использование, стоимость и потребление материальных ресурсов в проекте. Эти данные не только помогают удерживать проект в рамках бюджета, но и дают возможность заранее узнавать о скором исчерпании ресурсов;

· обмениваться с ресурсами данными о назначениях, изменениями в расписании задач, информацией о ходе выполнения и состоянии проекта.

· обеспечить назначение задач ответственным и исполнительным ресурсом, что позволит предотвратить непредвиденные задержки или даже остановку всего проекта из-за совершённых ранее ошибок.

Ресурсы делятся на трудовые и материальные. В свою очередь трудовые ресурсы можно разделить на людские (исполнители проекта) и оборудование, используемое в процессе реализации проекта. За единицу измерения усилий, затраченных такими ресурсами при выполнении задачи, принято время. Материальные ресурсы — расходные материалы. Для них измеряемой величиной по отношению к выполняемым задачам является потребление ресурса, а единицей измерения — количество ресурсов.

Для добавления ресурсов в план проекта достаточно ввести их название. Помимо названия ресурса в план проекта можно вводить дополнительную информацию — доступность, стоимость (ставку оплаты), комментарии и т. д.

Добавить ресурсы в проект можно вручную, вводя их в лист ресурсов как новые данные. Для этого:

1. Вывести на экран представление Лист ресурсов, выбрав пункты меню Вид, Лист ресурсов или щёлкнув мышью на пиктограмме Лист ресурсов на панели представлений (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Представление Лист ресурсовв режиме Ввод

2. Применить к данному представлению таблицу Ввод, для чего выбрать пункты меню Вид, Таблица, Ввод (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Режим Таблица: Ввод

3. Ввести название ресурса в поле Название ресурса и нажать клавишу <Enter>.

4. Повторить п. 3 для остальных ресурсов.

При вводе ресурсов можно использовать как конкретные, так и универсальные названия. Под универсальным ресурсом подразумевается ресурс, обозначающий не конкретного специалиста (например, Иванов), а его должность или профессию (например, Бухгалтер, Представитель заказчика, Программист), в которой могут выступать разные сотрудники.

Затем следует ввести остальные сведения о ресурсах:

· Тип (трудовой или материальный) — вводится выбором из раскрывающегося списка после перехода в ячейку столбца Тип;

· Единицы измерения материалов — вводится для материальных ресурсов (кг., м., шт. и т. д.);

· Краткое название — вводится, если в плане проекта нужно вместо полного имени ресурса отображать его краткое название (инициалы);

· Группа — вводится для категорий ресурсов, по которым их затем можно будет сортировать, группировать или фильтровать;

· Макс. единиц — указывается максимальное количество единиц ресурса (в процентах или единицах и долях единиц). Для материальных ресурсов это поле недоступно;

· Стандартная ставка — стандартная ставка трудового ресурса при стандартном рабочем дне для данного ресурса. Может задаваться как цена одного рабочего часа (например, 10 грн/ч) или одного рабочего дня (например, 80 грн/д).;

· Ставка сверхурочных — ставка для трудового ресурса при использовании его в сверхурочное время.

· Затраты на использование — затраты, относящиеся к отдельному акту использования ресурса. Могут использоваться вместо почасовой ставки или в дополнение к ней. Чаще всего они связаны с использованием некоторого оборудования. Они не зависят от количества выполняемой работы.

· Начисление — указывается, как будут начисляться затраты на данный ресурс: Вначале (в начале периода использования данного ресурса), Пропорционально (равномерно в течение всего периода использования), По окончании (после окончания периода использования).

· Базовый календарь — указывается базовый календарь данного ресурса. Выбирается из раскрывающегося списка.

· Код — любое кодовое обозначение ресурса, имеющее смысл для руководителя проекта или компании. Кодом может служить любое буквенно-цифровое сочетание.

Для учебного проекта определим ресурсы, представленные в табл. 3.1.

Таблица 3.1