Мотивация инновационной деятельности в организации

Поставщики Потребители

Новый

- цели готовый

- ресурсы продукт

Вход f (x)

- информация Выход f‘(x‘)

- Нововведения

- Инновации

обратная связь

 

 

Движение финансовых ресурсов предназначенных для нововведений

 

Д Т П Т* Д*

Рис. 11.3. Модель планирования и управления инновационными процессами

 

Мотивация инновационной деятельности на предприятии необходима с целью усиления роли инновационных процессов связанных, прежде всего, с конкуренцией в рынке. В рыночных условиях существования организации и даже государства выживают и развиваются, если они активно внедряют в практику жизни новации, и занимаются нововведениями настойчиво и упорно.

В этом процессе существенную роль играют мотивационные механизмы, заставляющие людей интенсивно и творчески трудиться, создавая самому себе и обществу материальные блага, этим самым, повышая уровень жизни общества и уровень собственного благосостояния и развития.

В современной теории и практике рассматривают два концептуальных подхода к мотивации:

- Мотивацию содержательную.

- Мотивацию процессуальную.

В зависимости от способа вознаграждения различают материальную, трудовую и статусную системы мотивации. Процесс мотивации инновационной деятельности в организации содержит три стадии:

1. Выбор и характеристика субъекта мотивации.

2. Разработка альтернативных вариантов мотивации.

3. Принятие мотивационного решения.

Классификации видов мотивации инновационной деятельности приведена на рис 11.3.

 
 

 

 


Рис. 11.3. Виды мотивации инновационной деятельности

Мотивацияинновационной деятельности должна быть адекватна затратам труда, интерес к инновационной деятельности будет тогда и только тогда, когда ожидание вознаграждения полностью удовлетворяют (компенсируют) усилия коллектива или конкретного специалиста. Содержание процесса мотивации представлено в виде схемы на рис. 11.4.

 

 
 

 


Рис. 11.4. Процесс мотивации инновационной деятельности

Мотивация, как функция менеджмента, обеспечивает процесс стимулирования труда, реализацию потребностей людей, через вознаграждение и раскрывает побудительные мотивы к целеустремленному труду.

Мотивационное управление инновациями также осуществляется через:

- Рынок инновационных предложений;

- Рынок инвестиций;

- Конкурс инновационно - инвестиционных программ и проектов.

Прошедшие конкурсный отбор новации реализуются через инвестиционные программы и проекты в конкретных организационно-правовых структурах – организациях, предприятиях, фирмах, объединениях.

Управление инновациями на предприятии организуют специализированные подразделения. В зависимости от типа предприятия, объема продукции, структуры управления, каждое предприятие самостоятельно формирует структурные подразделения, отделы и службы, с помощью которых решается задача внедрения инноваций.

Инновационная система на предприятии охватывает все процессы, которые необходимы для реализации принятых на предприятии инноваций. Это может быть реализовано с помощью подсистемы управления качеством, или другими аналогичными системами.