Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
Стратегическое управление организацией
Стратегия управления показана на схеме рис. 10.4., в виде модели стратегического управления организацией, которая включает все компоненты, с помощью которых и происходит сам процесс управления. Таким образом, стратегическое управление организацией, это, прежде всего, умение, управлять производством и реализацией продукта, при точном знании потребности и возможности рынка, и умении максимально эффективно использовать, для коллектива и собственников (акционеров), все имеющиеся ресурсы и возможности организации, с учетом всех факторов воздействия на организацию и действовать эффективно в настоящем и будущем. Кроме этого следует иметь в виду, что у организации имеется прямая возможность управлять потребностями, а это, значит, формировать спрос и предложение и соответственно, управлять процессом производства и потребления продукции.
Для формирования стратегии управления организацией очень важно определить цели деятельности организации, предприятия, фирмы или объединения в целом.
Каждое предприятие формирует собственные цели деятельности, которые не должны противоречить целям развития социума. Все цели должны быть направлены на созидание и развитие Социума.
Ниже приведены основные факторы, влияющие на стратегию управления организацией:
- широта взглядов на проблемы в обществе,
- учет интересов групп потребителей,
- учет интересов взаимосвязанных групп по распределению дохода от деятельности,
- оптимальное использование производственных возможностей,
- наличие перспективных разработок продуктов для потребительского рынка,
- учет интересов конкурентов,
- взаимодействие с окружающей средой,
- рациональное использование имеющихся ресурсов организации.
Для того, чтобы сформировать стратегию управления организацией, как составную часть стратегического управления организацией, необходимо учесть все выше перечисленные факторы, которые влияют на всестороннюю деятельность организации. Но в первую очередь рассматривать это влияние на формирование стратегии продвижения собственного продукта в рынке. Таким образом, стратегический менеджмент, как способ управления организацией, применяется там, где необходимо обеспечить выживание организации в сильно меняющихся условиях существования.
Весь этот процесс требует соответствующего стратегического планирования. Рассмотрим на примере предприятия «Автодиск», как формируется стратегия фирмы, исходя из конкретных рыночных условий ее деятельности.
Рис. 10.4. Модель стратегического управления организацией
4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
Переход к рыночным отношениям заставил многие предприятия сделать для себя вывод, что продукцию, которую они изготавливают нужно продвигать самому предприятию, и что качество этой продукции обуславливает круг покупателей, и в современных условиях конкуренция является движущим фактором развития самого производства.
Рассмотрим на примере предприятия «Автоклав», как компания, изготавливающая литые диски продвигает собственный продукт на рынок. Предприятие «Автоклав» - молодое предприятие, выпускающее диски класса для автомобилей ВАЗ, получило лицензию на производство дисков с собственной технологией производства. При этом это предприятие имеет патент на изготовление дисков из металлопластика, что и является основой организации производства дисков. Диски, изготавливаемые, из такого металлопластика, имеют в два раза выше срок эксплуатации, и стоимость таких дисков порядка 450 рублей. Стоимость конкурентных дисков «РОВЕР» и «КРУЙЗЕР» – 600 рублей. Исходя из данных, срок службы (пробег) 300 тысяч километров. Продукт сертифицирован и может быть использован в автомобилях производства ВАЗ, и автомобилях типа ФИАТ, ОПЕЛЬ, ВОЛЬКСВАГЕН.
Исходя из маркетинговых исследований доля рынка автодисков составила:
РОВЕР – 15% рынка; ВАЗ – 46% рынка; КРУЙЗЕР – 22% рынка; ОСТАЛЬНЫЕ ФИРМЫ – 17% рынка.
Для того чтобы определить стратегию фирмы, нужно знать ёмкость рынка, растущий или сужающийся рынок и зоны влияния каждой фирмы. Предприятие «Автоклав», зная свои превосходства в качестве продукции, формулируют свою стратегию следующим образом: «Агрессивная маркетинговая стратегия и активная тактика продвижения продукта». Она заключается в активных действиях по продвижению продукта и ставит себе перспективную цель: «Увеличить сегмент рынка за три года с 2.6% до 14.6%». Этого состояния фирма хочет достичь за счет выполнения следующего стратегического плана:
1. Расширить производственные площади до 1000 м2;
2. Довести объём до 14.6% в течение двух лет;
3.Открыть сеть филиалов в регионе;
4. Принять, обучить персонал в соответствии с объёмом производства дисков.
Далее план конкретизируется и доводится до организаторов и исполнителей стратегии.
Ответьте на контрольные вопросы к теме № 10
1. Сформируйте стратегические цели деятельности собственной организации ?
2. Как реализуются цели с помощью стратегического планирования?
4. Назовите примеры государственных и региональных планов, прогнозов, программ?
5. Охарактеризуйте этапы формирования стратегических альтернатив?
6. Каковы возможные стратегии развития экономики России?
Библиографический список литературы (основной)
- Поршнева А.Г. и д.р. Управление организацией.,-Учебник., М., Инфра-М, 2000.
- Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учеб. пособие.Ч.1/ НГАЭиУ.-Новосибирск,1995.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика., Пер. с англ.-СПб.:Питер,1999.-560 с
- Месконт М. Х. «Основы менеджмента», М, 1991
- Маркова В.Д. Стратегический менеджмент., М – Новосибирск., ИНФРА-М., Сиб. Согл., 2001.
Библиографический список литературы (дополнительный)
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие.-М.: Интел-Синтез,1997.-304 с.
- Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учеб. пособие.-М.:Финпресс,1997.-356 с
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. для вузов., М.:Гардарика,1998.-296 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент, Учебник., М.,..ЮНИТИ, 1998..
- Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования.-М.:Финпресс,1998.-192 с.
ГЛАВА № 11 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Вопросы для изучения:
1.Структурные элементы инновационного менеджмента.
2. Планирование и управление инновационным процессом.
3. Мотивация инновационной деятельности в организации
4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций.