Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды

Формирование стратегических альтернатив деятельности организации

Формирование стратегии поведения любой организации начинается с анализа и изучения окружающей внешней среды. и учетом ее влияния. Исходя из анализа окружающей внешней среды, формируется стратегия, и тактика поведения предприятия на рынке там, где непосредственно реализуется продукт.

На формирование стратегических альтернатив деятельности организации существенное влияние оказывают внешние факторы: существующего уровня потребления, экономические, технико-технологические, конкуренции, рыночные, социальные, политические, международные. На основании анализа внешней среды определяется миссия и стратегия деятельности организации.

Рассмотрим этапы формирования стратегических альтернатив поведения организации приведенной на рис 10.1.

Стратегия деятельности организации выстраивается, исходя из спроса и предложения на рынке.Изучение рынков сбыта и поставок продукта начинается с определения типа рынка. Если рынок растущий, то производство увеличивается, и задача заключается в поиске своего клиента. Если рынок стабильный, то увеличение доли рынка возможно за счёт качества, упаковки, рекламы и системы продвижения товаров. Если рынок стогнирующий и идёт на спад, то задача предприятия удержать объёмы производства, не потерять технический потенциал, кадры и найти новые ниши реализации и новые продукты.

Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг СЭС

Принципиально важным является оценка, прогноз рынка сбыта, поставок продукта и услуг в реальной окружающей организацию социально-экономической среде проживания людей. Оценка, прогноз рынка сбыта и поставок продукта строится на маркетинговых исследованиях, с помощью которых определяется доля собственного продукта и проводится сегментация рынка по конкурентам, при этом учитываются все возможности конкурентов по наращиванию или сокращению продукта. На основании этого строятся графики спроса продукта с учетом сезонности потребления. Исходя из этого, принимается одна из стратегических альтернатив поведения организации: рост, сокращение, перераспределение или новый продукт.

Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.

На этом этапе осуществляется оценка возможностей по реализации любой из принятых стратегий деятельности предприятия. При этом решается оперативно вопрос по наращиванию мощностей производства или их сокращению, либо формированию новых производственных возможностей под новый продукт. Итогом этого этапа - реальный план производства продукта, с конкретной технологией исполнения и системой обеспечения всеми ресурсами.