Методологические основы стратегического менеджмента
Потребность в стратегическом управлении особенно остро в нашей стране возникла в последние годы, когда надо было уйти от простого реагирования к глубокому осмыслению планирования деятельности организацией в условиях нарастающей конкуренции.
Практика показала, что предприятия, которые применяют методологию стратегического планирования и управления, добиваются выше средней прибыли своих конкурентов. Такой способ целевого использования всех имеющихся ресурсов организации дает возможность им устойчивого функционирования в рынке.
Впервые слово «стратегия» было применено как «искусство развертывания войск в боевой порядок». В последние годы 20-го века слово стратегия стало применяться к процессу управления организацией. Стратегический менеджмент, стратегическое планирование стали ключевыми словами в понимания перспективного поведения организации.
Таким образом, объектом стратегического менеджмента являются:
- Структурные элементы, представленные на полной модели СЭО см. рис.3.1тема №3;
- Подразделения хозяйствующего субъекта, входящие в производственную структуру и реализующие стратегические альтернативы;
- Системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом.
Субъектом стратегического менеджментаявляется персонал, способный реализовать эффективные стратегии.
Вывод: Стратегический менеджмент- это способ управления организацией, который максимально учитывает запросы потребителей, исходя из ресурсных возможностей предприятия и потенциала персонала, и за счет этого обеспечивает выживание организации в конкурентной среде, при этом учитывается влияние окружающей среды обитания.
Стратегическое управление организацией базируется на разработке следующих основных компонентов:
- Анализа окружающей среды (внешней и внутренней);
- Определения миссии и стратегических целей деятельности организации;
- Анализа, разработки и выбора стратегии поведения организации;
- Реализации выбранных стратегических альтернатив;
- Оценки и принятия управленческих решений по коррекции выбранной стратегии поведения организации.
Миссия – это то, ради чего осуществляется деятельность организации, предприятия, фирмы. Миссия всегда связана с целями деятельности организации. В конечном итоге миссия превращается в глобальную цель деятельности организации, которая в свою очередь может быть декомпозирована на более простые цели деятельности организации.
Инструментом управления организацией, с помощью стратегического менеджмента, является разработанная ( заранее прописанная) стратегия.
Стратегия деятельности организации, это вариант поведения организации в рынке, в его конкретных условиях, предполагает наличие поведенческих альтернатив по достижению конкретных целей организации. Таким образом:
Стратегия организации -это спрогнозированное поведение организации, нацеленное на заранее прописанный конечный результат.
Для того чтобы спрогнозировать поведение организации и персонала в ней, необходимо четко сформулировать стратегические цели организации.
Стратегические цели – это спрогнозированные конечные результаты в виде альтернатив, которые разрабатываются с помощью декомпозиции целей деятельности любого СЭО (см. тему № 2, рис. 2.5.). Стратегические цели характеризуются:
- конкретностью и четкостью,
- обозримостью ( конечные сроки),
- реальностью исполнения и их возможностью реализации,
- достижимостью целей,
- количественной определенностью,
- логичностью,
- эффективностью полученного результата от реализации стратегических целей.
На стратегическую цель или группу целей разрабатываются стратегические альтернативы и технологическая последовательность их реализации.
Стратегические альтернативы –это разработанные варианты планов (программ) инвестиционных решений, бизнес – планов и т.п., которые обеспечивают процесс функционирования и развития организации, предприятия, фирмы, объединения.
Эти варианты планов и программ придают предприятию или организации четкую определенность, целенаправленность действий и предсказуемость конечных результатов, исходя из инвариантных возможностей самого предприятия. Поэтому разработка оптимальных стратегических альтернатив, с помощью планирования, дает возможность предприятию занимать доминирующее положение на рынке. При этом такое планирование ведется не только на год, но и на ближайшую и далекую перспективы.
Различают следующие типы стратегических альтернатив:
- Рост производства продукции или услуг;
- Сокращение производства продукции или услуг;
- Ограниченный рост производства продукции или услуг;
- Сочетание всех трех типов стратегических альтернатив.
Существенную роль в реализации стратегических альтернатив в условиях рынка играет стратегический маркетинг, с помощью которого изучается и на основании которого планируется глубокое, перспективное потребление продуктов или услуг.
Стратегический маркетинг– это способ изучения рынка и прогнозирование перспективного потребления продуктов или услуг.
Многие организации применяют стратегический маркетинг, как основной способ управления организацией. Это проявляется, как – способность действовать на рынке, т.е. способ, при котором предприятие достигает поставленных целей по выполнению плана продаж. Каждое предприятие стремится доминировать на рынке и занять соответствующий сегмент рынка.
Долгосрочное планирование отличается от стратегического трактованием будущего организации.
Долгосрочное планирование осуществляется методом исторической экстраполяции развития организации (и здесь конечные результаты деятельности организаций ниже).
Система стратегического планирования и управления строится на предвидении – расчете стратегических прописанных альтернатив развития организации (при таком подходе конечные результаты деятельности организаций выше). Поэтому, стратегическое управление появилось за счет эволюционного процесса из стратегического планирования, которое и является его основой.
Стратегическое управление, это процесс последовательных действий организации по разработке и реализации стратегических альтернатив. Процесс реализации стратегических альтернатив предполагает:
- Постановку целей;
- Разработку стратегии поведения организации;
- Экономическое обоснование стратегических альтернатив;
- Расчет потребности ресурсов;
- Систему оценок, анализа, контроля и коррекции стратегии поведения организации.
Таким образом, в качестве методологии стратегического управления организацией многие авторы выделяют следующие типы управления:
1. На основе системного контроля за деятельностью организации и исполнителей;
2. На основе прогнозирования и экстраполяции тенденции движения организации и за счет этого предвидение будущих ситуаций;
3. На основе предвидения изменений, возможных событий, в которых может оказаться организация;
4. На основе гибких аналитических, экстренных решений при критических ситуациях организации.